- Будучи поголовно столичными назначенцами – причем часто сменяемыми - дореволюционные самарские губернаторы собственной недвижимости в городе не имели и обзавестись не стремились. Проживали и трудились на благо губернии в арендованных зданиях, дольше всего – в дешево сдаваемом, просторном, удобном, но довольно невзрачном доме купца Василия Шабаева на углу улицы Дворянской (Куйбышева) и Алексеевской площади (площади Революции).
В 1906-м году тогдашний губернатор Д.И. Засядько принял предложение богатейшего жителя Самары Антона Шихобалова о размещении губернаторской резиденции в его усадьбе на Алексея Толстого, 3.
Решенный в традициях ренессансного флорентийского палаццо, великолепный особняк очень даже соответствовал высокому статусу арендаторов как снаружи, так и внутри – с мраморными лестницами, узорчатыми изразцовыми каминами, богатой лепниной стен и потолков, резными дверями и художественным паркетом.
За ренессансным особняком сразу же закрепилось название «Губернаторского Дома». Однако управленческая деятельность, блестящие светские приемы и благотворительные лотереи велись здесь всего пять лет – после смерти А.Н. Шихобалова и вступления в наследство его старшая дочь Екатерина Курлина уведомила очередного нового губернатора Н.В.Протасьева о своем нежелании продлять арендный контракт.
Почему вдруг Екатерина Антоновна надумала отказать столь значимому и безусловно платежеспособному арендатору и какие имела на «флорентийское палаццо» дальнейшие виды – сказать трудно, но губернское начальство без крыши над головой не осталось: приняв решении о создании собственной резиденции, на время строительства канцелярию переместили в дом Благовещенского на углу нынешних улиц Фрунзе и Пионерской.
Место для будущей губернаторской канцелярии и резиденции выбрали на Театральной площади. Проект, разработанный архитектором Платоном Шаманским, решался так же в стилистике неоренессанса и имел заметное сходство с покинутым «губернаторским домом» в особняке Субботина-Шихобалова. Выглядело двухэтажное на высоком цоколе прямоугольное в плане здания очень нарядно – с множеством окон, рустовкой первого этажа, и оформленной портиком центральной частью с парадным входом с площади.
Портик с треугольным фронтоном поддерживали стройные ионические пилястры, над фронтоном возвышалась парапетная стенка с угловыми вазонами. Балкон над парадным входом поддерживался двумя колоннами, боковые части фасада венчались парапетными столбиками по осям междуоконных простенков и соединялись балюстрадой. Левую часть бокового фасада по улице Почтовой (Шостаковича) венчала парапетная стенка с треугольным завершением и полукруглым окном и парапетные столбики, так же объединенные балюстрадой.
До 1917-го в резиденции успели пожить и потрудиться три губернатора – Николай Протасьев, Андрей Станкевич и Лев Голицын, причем последнего сразу после Февральской революции вывели под белы ручки из «Белого Дома» и препроводили прямиком в самарский «Крест» - правда, ненадолго. 16 марта 1917-го губернаторские апартаменты занял «Комитет народной власти» с исполкомами Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В ночь на 27 сентября был сформирован так называемый революционный комитет, и на рассвете 27 октября 1917 года свежеизбранные члены провели в "Белом доме" стартовое заседание. Избрали председателем Валериана Куйбышева, первым постановлением назначили помощником комиссара самарского гарнизона солдата 102-го полка Василия Блюхера , а другому комиссару – Владимиру Мяги – поручили закрыть кадетскую газету «Волжский путь».
Учредили Штаб охраны города и Штаб Красной гвардии, Постановили Театральную площадь переименовать сначала в Красную – по московскому образцу, затем – в площадь Красных коммунаров и Парижских коммунаров. 15 декабря 1917-го в подвале здания прогремел мощный взрыв. Считается, что «контра» имела целью товарища Куйбышева, но тот не пострадал, а вот здание получило повреждения.
После ремонта губернаторский дом занял орган новой власти – Губисполком. Спустя десяток лет новым властям резиденция показалось тесной, и в 1932-м здание реконструировали по проекту архитектора Петра Щербачева. Надстроили целых три этажа, продлили корпус вдоль нынешней улице Шостаковича и вглубь двора. Уличные фасады при этом избавились от прежнего «царско-буржуазного» декора и приобрели характерный строгий конструктивистский облик.
При этом сохранились балкон над главным входом и часть богатейших ренессансных интерьеров – вестибюль с росписью стен и потолочного плафона, парадная трехмаршевая лестница с фигурным ограждением лестница, двухсветный актовый зал с жанровыми стенными барельефами и облицовкой розовым мрамором, резные деревянные двери.
Утрата ренессансного внешнего облика отчасти компенсировалась тем, что новый брутальный объем сформировал, в ансамбле со стоящим напротив Домом Красной Армии (так же авторства Петра Щербачева) , своеобразные пропилеи, связавшие две театральные площади.
Во время Великой Отечественной, когда Куйбышев стал запасной столицей, с октября 1941-го по февраль 1942-го здесь работало правительство СССР. В это же время здание получило еще один пристрой - на этот раз не сверху, а, наоборот, глубоко под землей.
Речь идет о знаменитом бункере Сталина, построенном в рекордно короткий срок – 8,5 месяцев, на впечатляющей глубине в 37 метров и в условиях полной секретности.
Конструктивно бункер представлял собой поставленный вертикально тоннель метро диаметром шесть с половиной метров с мощнейшими стенами и надежной гидроизоляцией. На время строительства обком огородили забором – якобы для проведения ремонтных работ. Излишки извлекаемой при бурении земли вывозили ночами на машинах с надписью «Хлеб».
Строительные работы велись силами 600 рабочих, трудившихся круглосуточно в три смены, а всего было задействовано 3 тысячи московских специалистов-метростроевцев. При этом основная часть рабочих и служащих знать не знала и ведать не ведала, с какой целью и для кого сооружается «объект»! Задания на смену прорабы получали в письменном виде и без комментариев, все служащие подписывали бессрочное обязательство о неразглашении государственной тайны, а главный архитектор объекта Юлиан Соломонович Островский получил от сотрудников прозвище «Молчун»
Из восьми основных этажей бункера на верхних технических располагались системы жизнеобеспечения – внутренняя дизельная электростанция, фильтро-вентиляционные камеры и система парового отопления. Нижние «жилые» этажи визуально воспринимались как обычные административные помещения советских лет
Главное помещения – комната отдыха Сталина – представляла собой уменьшенную копию кабинета вождя в Кремле. Шесть фальшдверей и условные «окна» психологически «расширяли» окружающее пространство – как и светлая яркая цветовая гамма. Размещенный напротив зал заседаний государственного комитета обороны оформили по аналогии со станцией метро «Аэропорт» - со сводчатым ребристым потолком, похожим на стропы парашюта, что вызывало ощущение полной защищенности.
Реальных заседаний здесь, как известно, не проводилось. Никаких других помещений типа столовых или спален в бункере не предусматривалось. По сути, это было укрытие на время бомбежек, продолжавшихся, исходя из тогдашнего ресурса самолетов, максимум 30-35 минут. При этом в данном объекте кратковременного пребывания можно было автономно прожить за счет запасов солярки, воды и кислорода пять суток.
Перестройки «Белого дома губернатора» продолжались и позже. В середине 1960-х снесли балкон, а над входом появился козырек на двух массивных пилонах. После отъезда облисполкома здание передали открывшемуся в 1971-м Институту культуры. В здании, признанном памятником архитектуры и градостроительства федерального значения, в ходе начатого в 2021-м году ремонта отремонтировали крышу, внутренние помещения и дверные заполнения.
При освобождении кабинетов и аудиторий от старой мебели сотрудники собрали целую коллекцию сейфов – свыше двух десятков - большинство которых имеет советские клейма и явно связано с обкомовским прошлым. Жемчужиной коллекции стал привет из губернаторского прошлого: редкий и дорогой старинный железный шкаф производства знаменитого московского завода «Меллер», считавшегося эталоном надежности.
До 1991-го года остававшийся секретным бывший бункер Сталина, сейчас в обиходе называемый музеем, в действительности продолжает оставаться действующим бомбогазоубежищем, где при необходимости могут укрыться до 500 человек. Официально именуется «Учебно-историческим центром «Бункер Сталина», ведомственно подчиняется Центру по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям.
Экскурсии, соответственно, проводятся только в служебное время по будням. Спускающиеся к «главным» помещениям экскурсанты по пути обозревают помещения, ставшие выставочными залами и повествующими о том, как жил Куйбышев в статусе запасной столицы
p.s. Техническое устройство "Бункера Сталина" детально описано в статье Ольги Ануфриевой "Как устроен бункер Сталина в Самаре" от 24 декабря 2024г. (https://komunavolge.ru/guides/architecture/kak-ustroen-bunker-stalina-v-samare.html)