Интервью Руслана Керимова.
В MLBB недавно закончился групповой этап MCC – регулярного чемпионата, победители которого проходят на соревнования Mid-Season Cup в Эр-Рияде. Перед стартом турнира мы поговорили с главным по киберспорту в нашем регионе EECA (Восточная Европа и Центральная Азия) – британцем Аджаем Джилкой.
Мы уже делали интервью почти год назад, почитать его можно здесь:
📌 «MLBB – инклюзивная игра, в этом наша сила». Интервью с главным по киберспорту в MLBB
В новом речь пойдет о культурных различия между регионами, инновациях и о том, как сохранять интерес к игре у аудитории и менять продукт под ее запросы.
– Все команды в этом сезоне MCC – профессиональные организации. Как вы привлекаете их присоединиться?
– У нас есть небольшой опыт, как делать это с нуля в других регионах. Один из самых ранних примеров – запуск в Бразилии. Мы тогда пытались привлечь организации, хотя у нас еще даже не было продукта.
Сейчас все иначе. У нас есть продукт, который существует уже пятый сезон. Организации видят возможности для мобильного киберспорта, для MLBB. Если они посещают мероприятия или смотрят онлайн-трансляции, то видят, что вовлеченность аудитории довольно высока. Так что, честно говоря, задача не была сложной. У нас есть результат четырех сезонов, двух лет упорной работы и попыток выпустить продукт в сложной геополитической ситуации.
Поэтому рост естественным образом распространяется по отрасли. Это не тот случай, когда нужно выходить на рынок и активно продавать что-то новым организациям. Это скорее случай, когда новые организации приходят, потому что видят возможность, видят фан-базу. То же самое происходит и с такими основными играми региона, как CS и Dota.
– Сейчас в регионе есть две главные игры. И тут появляется MLBB. Как ухватить свой кусок пирога?
– Такой подход мы опробовали еще в 2024 году. Мы рассматривали возможность, скажем так, перекрестного опыления с другими подобными MOBA. И это не сработало. Наша самая большая аудитория и потенциальная целевая аудитория – текущая база игроков. Так что это не тот случай, когда мы пытаемся привлечь внимание сторонней аудитории или получить долю пирога. Аудитория, в конце концов, разная, демография разная.
Это случай, когда мы смотрим на нашу самую большую платформу, которой является игра, сам продукт. И у нас есть масса возможностей общаться с геймерами через внутриигровые коммуникации, через социальные сети, через оффлайновые мероприятия, через контентмейкеров. Численность населения всего региона огромна. Мы не хотим получить кусочек какого-то пирога. Речь идет о том, как нам увеличить нашу базу пользователей, нашу аудиторию, которая состоит из игроков MLBB. И как мы можем предоставить им больше контента. Ведь если они придут и будут смотреть MLBB, мы только выиграем.
Я фанат футбола, но не смотрю баскетбол. Хотя это все равно игра с мячом, верно? И я думаю, что это тот же принцип: даже если это все еще MOBA, мы не обязательно смотрим на другие игры или аудиторию.
– Сейчас в MLBB не так много сторонних турниров. Как думаешь, почему?
– Тут я с тобой не соглашусь. Если посмотреть на статистику 2024-2025 годов, то ты увидишь около 3,5 миллиона часов просмотров на сторонних турнирах во всем регионе. Я бы не сказал, что их мало по сравнению с другими играми, к которым вы, вероятно, привыкли.
Даже в последнем квартале, с января по конец марта, каждые выходные или каждые вторые выходные мы проводили киберспортивные мероприятия с помощью сторонних разработчиков. До начала MCC у нас было шесть или семь различных соревнований.
На самом деле регион EECA имеет больше сторонних турниров по объемам за последний квартал 2025 года, чем любой другой регион. Это свидетельствует не только об успехах нашей команды, но и о положении рынка. Мы видим гораздо больший интерес со стороны брендов, турнирных операторов и компаний, которые вкладывают больше средств в MLBB. Так что, к сожалению, в этом вопросе я с тобой не соглашусь.
– С другой стороны, если их будет слишком много, будет хаотичное расписание, за которым будет сложно следить болельщикам и командам.
– Всем бы такие проблемы. Когда мы начинали, у нас ничего не было. У нас были очень маленькие мероприятия, которые проводило сообщество на 50 человек. А сейчас их смотрят десятки тысяч.
Если у вас нет экосистемы, она не будет устойчивой, потому что команды будут приходить и сразу же уходить. Поэтому проведение нескольких мероприятий на самом деле лучше, чем проведение только одного. Это показывает истинное здоровье экосистемы. Если у вас 360 дней в году есть киберспортивный контент, это лучше, чем ничего.
Как же я кайфанул на MLBB в Алматы. На турнире по мобилке нетоксичные игроки и милые фанаты
– Как вам пришла в голову идея внедрить новую систему, где нельзя повторять героев?
– Это произошло из-за усталости зрителей. Когда драфты становятся предсказуемыми, а набор героев ограниченным, все становится менее интересным. Если бы вы смотрели любой вид спорта и знали от и до, как будет выглядеть игра, вы бы немного потеряли интерес. Так как же нам сохранить свежесть, несмотря на то, что мы новая киберспортивная дисциплина по сравнению с другими? MLBB – сбалансированная игра, она очень быстрая. Она может стать немного монотонной, если вы не видите разных героев или разный пул героев.
Мы искали ответ на отзывы сообщества. А также, если быть до конца честными, мы черпаем вдохновение из других дисциплин. Некоторые другие игры внедрили это уже давно, и они очень хорошо с этим знакомы. EECA – первый регион, который внедрил это в лигу в глобальном масштабе.
Не то чтобы было много сессий на доске и мозговых штурмов. Мы – молодая лига. Как сделать ее необычной? Что может заинтересовать людей? Чем можно удивить мировую аудиторию, когда она приедет на встречу с нашими командами и соревнования? Вот что помогает сохранять свежесть. Это также помогает игрокам быть в тонусе. Ведь как только вы достигаете плато, как вы можете улучшиться? Brave draft.
Кроме того, вы предоставляете новым игрокам больше возможностей соревноваться со старыми игроками на равных.
Это значительно выравнивает условия игры, что, собственно, и послужило причиной. На данный момент, я думаю, мы получили около 78% действительно положительных отзывов от сообщества и самих игроков. Очевидно, всем не угодишь. Есть некоторые пуритане, которые не согласны с этим. Но я думаю, что мы должны делать то, что лучше для продукта и спорта.
– Почему ограничения снимаются на последней карте Bo7? Не лучше ли будет, если более разносторонняя команда получит заслуженное преимущество?
– Мы легко можем это изменить. Правила довольно гибкие, но мы пока с этим не сталкивались. Если серия дойдет до финальной карты Bo7, то вы как бы ликвидируете свой массивный пул героев. Когда дело доходит до полного Bo7, это показывает, что обе команды одинаково хороши. Так что это еще больше выравнивает игровое поле.
– Что произойдет, если команда ошибется и выберет определенного героя дважды?
– Обычно у нас такого нет. Наверное, просто придется перевыбрать героя. Но турнирное лобби автоматически запрещает героя, которого вы уже брали. Так что это фактически невозможно.
– Еще одно изменение – матчи Bo3 вместо Bo2. А разве швейцарская система не лучше для того, чтобы каждая игра значила больше, чем в системе round-robin?
– Вы видели на M6 [последнем ЧМ], что швейцарская система была очень полезной, верно? Но мы не можем сделать все за один сезон.
Мы выбрали Bo3 по нескольким причинам. Регулярно вы видите, как в один день соревнуются все команды лиги. Поэтому зрителям легко понять, где именно находится команда в турнирной таблице после каждого дня. В один день проходит около пяти матчей. Если использовать формат Bo2, то важность игры теряется.
Я провел много времени с игроками, мы просили их высказать свое мнение. И одним из них было то, что система Bo3 более справедлива.
Мы хотели, чтобы все команды могли честно соревноваться в один день. Но при этом мы прислушивались непосредственно к отзывам игроков. Ведь без игроков нет ни продукта, ни развлечения.
Как устроен киберспорт в главной мобильной игре мира? Разбираемся
– MCC ведет к чемпионатам MSC и мира. И только Team Spirit каждый год проходит куда-то далеко. Хорошо это или плохо для развития региона?
– Даже в серии ЧМ это есть. У нас есть одна страна, которая доминирует во всем мире, и это, похоже, Филиппины. В прошлом году в Эр-Рияде выиграла SRG из Малайзии, но до этого филиппинцы были чемпионами один за другим. Хорошо ли это? Нет, не хорошо. Хорошо ли это, если вы фанат с Филиппин? Да.
За последние четыре сезона у нас был только один победитель MCC. И последнее, чего вы хотите – это превратиться в фермерскую лигу, если использовать спортивную терминологию. Конечно, вы хотите разнообразия, конечно, вы хотите улучшить соревновательный баланс, верно? Но также вы хотите, чтобы лучшая команда представляла регион, чтобы увеличить шансы стать чемпионом мира.
Но сейчас вы наблюдаете довольно быстрое развитие в плане того, что приходят новые игроки, другие игроки остаются, их подписывают, у них есть возможность тренироваться профессионально, а не заниматься этим на полставки. И это действительно повышает уровень вашей игры.
Сейчас мы находимся только в начале этого процесса с командами, которые не входят в двойку лидеров. Если вам предоставят ту же платформу, те же возможности в будущем, то будет естественно, что победителей будет больше, в отличие от одного.
Мы не можем контролировать, как игрок выступает в день соревнований. Это то, что может контролировать только сам игрок. Мы всегда будем предоставлять игрокам возможность соревноваться.
Но, конечно, предсказуемость – антитеза соревновательного спорта. Вы хотите сделать его интересным. Вы хотите, чтобы люди продолжали смотреть. Мы видим, что многие другие команды уже не раз поднимали эту тему.
– Как думаешь, как скоро команда из нашего региона выиграет чемпионат MSC или мира?
– Я не думаю, что кто-то мог предсказать, что Малайзия выиграет MSC в прошлом году. Ожидалось, что ее возьмут Филиппины. Так что в спорте может произойти все что угодно. Если развитие будет продолжаться по этой траектории в плане того, как мы можем развивать регион и лигу, поощрять больше сторонних турниров, создавать прослойку между профессиональной лигой и полупрофессиональной лигами, чтобы увеличить количество игроков... Если смотреть консервативно, я бы сказал, что в ближайшие два года вы должны занять место номер один-три в мировых чемпионатах.
– Почему команды Юго-Восточной Азии сейчас намного лучше остальных?
– Культура спорта в разных странах очень отличается. Например, я вырос в Великобритании. Очевидно, что мой спорт и любовь номер один – футбол. Я смотрю его, потребляю контент, и у меня есть любимые команды. Когда ты приезжаешь в новые страны, ты начинаешь понимать культуру спорта там.
В Юго-Восточной Азии есть национальные виды спорта, есть иностранные спортивные и развлекательные продукты, такие как NBA, английская премьер-лига и так далее. А еще есть такое новое явление как киберспорт. Мобильный киберспорт не так популярен на Западе, как здесь. Так что если у вас есть дети, а я говорю о детях младше 10 лет, которые играют в вашу игру по семь часов в день и смотрят ваш контент каждые выходные, это стимулирует такое участие.
У них больше возможностей играть и соревноваться, а также смотреть профессиональные соревнования в качестве источника развлечения, потому что это часть культуры спорта. И если вы посмотрите на такие страны, как Индонезия, Филиппины, Малайзия, Камбоджа, Мьянма, даже Сингапур в какой-то степени, то это рынки, где доминируют мобильные игры.
Молодежь пропустила поколение, которое смотрело всякую ерунду по телевизору, теперь все – на мобильном телефоне. Они делают все на своем телефоне, включая игры и просмотр MLBB. Когда вы идете по улице и заходите в магазин, вы видите детей, которые играют в MLBB и смотрят стримы. Вы не увидите этого в метро в Москве или в Лондоне.
Причина, почему они лучше, в том, что они больше играют и знакомятся с большим количеством контента. Наш регион немного отстает, просто потому что мы начали позже.
* * *
Вы пропустили прекрасный турнир по MLBB в Москве. Тут полно знакомых команд и фана
Кто наши звезды в MLBB? Знакомимся с четырьмя игроками