- Прошел уровень Beginner в английском - все так интересно, классно, интерактивно. Что-то писали, что-то говорили. Наверное, так и будет теперь 🎉
- Перешел на следующий уровень Elementary - тут уже надо думать, и слов как-то больше учить. Трудимся, учим. Все будет нормально 🙂📚
- Следующий уровень - ой, ну тут что-то как-то тяжеловато. Устал. Надо отдохнуть годик 🥱 Там дальше будет видно.
Знакомо?
Изучающие английский сталкиваются с тем, что проходят начальный уровень легко, следующий уровень Elementary дается сложнее, а следующий уровень Pre-Intermediate (Ниже среднего) либо вообще не дается, либо есть много непонимания и ошибок, тратится много энергии.
Один из возможных исходов - изучение языка бросают. Через какое-то время опять начинают, но "пробить потолок" может опять не получиться.
Еще один вариант - продвижение вверх по уровням за счет изучения новых слов, но "склеивать" их в предложения человек умеет плохо. Этот вариант очень распространен. В той или иной степени эта проблема была АБСОЛЮТНО У КАЖДОГО человека, который приходил ко мне не с нуля.
Почему это происходит?
Простая аналогия. Вы делаете ремонт и вам нужно положить плитку на стену в ванной. Положить значит плитка будет прикреплена к стене. Представьте, что вы взяли одну плитку и прижали ее рукой к стене. Она прикреплена? ДА. Пока вы ее держите, она прикреплена. Все работает без усилий. Вы потратили всего 2 секунды, чтобы приложить плитку к стене.
Казалось бы, все супер. Но! Плитка держится только пока вы ее держите. Плюс вы можете держать одну - две одномоментно.
А мы то хотим чтобы вся стена была в плитках и мы их не держали. Для этого нужно более перманентное решение - покупаем клей, разводим его, учимся наносить - применяем усилия. Сначала более накладно, но зато потом будет отличный результат.
Переходим к английскому
На начальном уровне с новичков много не требуют. Проходят сначала неспеша одно время, потом оставляют его и переходят к другому. На уровне Elementary - то же самое. ПОКА ВЫ ПРОХОДИТЕ ЭТО ВРЕМЯ - у вас получается, прекратили проходить - забыли все!!!
С одной стороны проблема понятна, с другой - мы же все потом опять повторим, поэтому все нормально. Да, вы потом опять повторите, но, начиная с уровня Pre-Intermediate, мы получаем 3 отяжеляющих обстоятельства:
1. Времена и другую грамматику начинают смешивать (потому что они и в жизни смешиваются) - и вот уже в одном тексте их много. Вот и начинается неразбериха. До этого все было легко, и резко стало сложно. Середины не было.
2. Предложения содержат более сложные слова и словосочетания. Их недопонимание (из-за отсутствия языковой среды - например, сериалов) и полузапоминание (из-за отсутствия хорошей техники для запоминания слов) нас отвлекают от грамматики. Как правило, все подсознательно считают, что слова важнее грамматики.
3. Предложения становятся длиннее. Простое короткое предложение можно и без хорошей грамматики правильно перевести. А длинное сложное - нет.
Вот почему многим не удается пройти дальше.
Как этого избежать?
У меня в системе еще до "Начального" уровня есть уровень "С нуля". Уже на нем мы проходим несколько времен и смешиваем их между собой.
Еще до первого урока человек получает в числе прочего пдф с правилами Present Simple. И он не просто его читает каждый день в течение недели, а получает задание на отработку этого времени. Отработка через говорение, а не письменно. Прочтение пдф дает всего лишь 5% результата, а отработка 95%. Приходя на первый урок, он уже знает это время.
- Урок 1 и 2 - Present Simple
- Урок 3 - Present Continuous
- Урок 4 - Future Simple
- Урок 5 - Past Simple
Одно время за один урок. Далее если все отлично, к шестому уроку человек получает задание на отработку одновременно 4 времен. Эта техника позволяет свободно перескакивать с одного времени на другое, без ошибок, осознанно - то есть контролируя ситуацию. Все это требует ГОРАЗДО БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ концентрации внимания - и запоминание происходит не на 2 недели, а надолго.
- Урок 6 - смешиваем 4 времени
Если за первые 5 уроков ошибок чуть больше, то сначала проводим еще 4 урока по 4 временам (одно время = один урок), а затем смешиваем. После этого у нас уже не бывает уроков, посвященных только одному времени.
Когда что-то смешивается, выплывают наружу все недоученные и не до конца осознанные моменты - и мы получаем возможность работать с ними.
Например, если даже на листке написано, что does - это вспомогательный глагол и он не переводится, это не значит, что новичок это знает. Он прочитал, не понял и сразу забыл. И даже сделав кучу письменных упражнений он может не понимать это.
Но при смешивании времен в говорении на уроке все будет ясно. Мы увидим пробелы и начнем их закрывать. Где-то недоучил - доучи. Где-то недопонял - спроси и запиши.
Вся пройденная грамматика должна использоваться постоянно, а не по одному правилу по очереди. Потому что так же будет и в жизни, вне зависимости от вашего уровня. Просто на разных уровнях количество граматических правил (в т.ч. времен) - разное.
Потихоньку приходит понимание и крепкая база. Тогда к уровню Pre-Intermediate мы не упираемся в потолок, а наоборот осознаем, что стало все проще, чем было раньше.