Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О выживаемости авианосцев на войне и в мирное время

В американской статье, посвящённой этой теме с гордостью указывается: за 80 лет с 1945 года ни один авианосец не был потерян в результате действий противника.

Но что это были за противники? Этот период охватывает Суэцкий кризис, Корею, Вьетнам, Фолклендские острова, войну в Персидском заливе, войну в Ираке и попытки хуситов в Красном море. Не самые мощные враги, не так ли? И ведь авианосцы действовали вне зоны их досягаемости, или на её пределе. Другое дело сражения с японцами.

Однако и здесь авианосцы показали свою высокую способность противостоять ударам противника. Рассмотрим несколько примеров.

USS Yorktown. В мае 1942 года "Йорктаун" был повреждён авиабомбой, которая пробила 4 палубы, повредив котлы и убив 66 моряков. Его корпус также был поврежден ниже ватерлинии в результате дюжины близких взрывов бомб. По прибытии в Перл-Харбор ремонт, как предполагалось, должен был занять две недели, но в результате титанических усилий ремонтников корабль вернулся в море через три дня (!).

Пожар на авианосце «Йорктаун» после первой атаки японских пикирующих бомбардировщиков во время битвы за Мидуэй
Пожар на авианосце «Йорктаун» после первой атаки японских пикирующих бомбардировщиков во время битвы за Мидуэй

Во время битвы за Мидуэй в июне 1942 года в «Йорктаун» попало три бомбы. Первая пробила трёхметровую дыру в полетной палубе и подожгла самолеты в ангаре. Системы пожаротушения потушили пожары в ангаре. Другая бомба упала в дымовую трубу, взорвав пять котлов и выведя из строя еще два. Третья бомба вызвала пожар в складе для ветоши, и система подачи CO2 была использована для предотвращения взрыва системы подачи бензина. Всего два часа спустя «Йорктаун» снова был в пути, делая 20 узлов. Он сохранил электропитание, что позволило удалить задымление и снова разжечь котлы. Залатав полетную палубу, он возобновил полеты.

В следующей японской атаке был поражен двумя авиационными торпедами. После того, как он сильно накренился на левый борт (23 градуса), был отдан приказ покинуть корабль. К этому времени его самолеты потопили два из четырех японских авианосцев у Мидуэя, в дополнение к одному потопленному и еще одному поврежденному в Коралловом море. Однако несмотря на приказ, борьба за его живучесть была продолжена, на борт высажена спасательная группа, эсминец USS Hamman, пришвартовавшись к авианосцу, обеспечил электропитание.

Удалось уменьшить крен до двух градусов. Но тут корабль был замечен японской подводной лодкой I-168, которая выпустила несколько торпед, потопив эсминец USS Hamman. Две торпеды попали в Yorktown, вдобавок дополнительные повреждения были получены, когда взорвались глубинные бомбы тонувшего рядом эсминца. Наконец, около 07:00 7 июня 1942 года авианосец перевернулся и затонул. Его обломки были обнаружены только в 1998 году.

USS Intrepid пережил больше нападений камикадзе, чем любой другой. Он уже был поврежден торпедой 17 февраля 1944 года, добравшись до Перл-Харбора для ремонта, управляясь главными двигателями и даже устанавливая паруса.

25 октября 1944 года в нее впервые попал камикадзе, но он нанёс лишь незначительные повреждения, задев бортовые артиллерийские установки. Месяц спустя в тот же день два камикадзе нанесли удар, вызвав большие пожары, унесшие жизни 69 человек. Пожары были потушены всего за два часа.

-2

Весной 1945 года Intrepid принимал камикадзе еще дважды. Первый вызвал лишь незначительные пожары и осколочные повреждения. Второй пробил ангар. Потребовалось всего тридцать минут, чтобы потушить пламя, и через 3 часа самолеты возобновили полеты.

Он продолжал служить до 1974 года, приняв участие в боевых действиях во Вьетнаме и спасая астронавта Скотта Карпентера из его космической капсулы Mercury, а также астронавтов Джона Янга и Гаса Гриссома из Gemini 3. Теперь он является центральным экспонатом Музея авиации и космонавтики Intrepid в Нью-Йорке.

И даже при гораздо больших повреждениях, авианосцы оставались на плаву, что я описал в недавней статье "Как авианосцу хватило двух бомб для тяжёлого поражения и роль его командира"

Теперь о британских авианосцах, обладавших бронированными палубами. О различном подходе к этому вопросу американцев и англичан также есть статья "Как бронировали свои авианосцы англичане и как американцы"

Первым авианосцем RN (Королевского флота), который был поражён камикадзе, был HMS Indefatigable 1 апреля 1945 года. Через тридцать минут он снова выполнял летные задания. 4 и 9 мая 1945 года HMS Victorious был поражён дважды. В каждом случае его полетная палуба вскоре снова функционировала, очищенная от мусора в течение нескольких часов.

HMS Indomitable также был поражен камикадзе 4 мая 1945 года, его бронированная полетная палуба защитила его от повреждений за исключением совсем незначительных. Он получил более серьезные повреждения в ходе операции «Пьедестал» в 1942 году, где он подвергся бомбардировке при обеспечении снабжением Мальты, в результате чего 46 членов экипажа погибли и 70 получили ранения. Следующим летом, в июле 1943 года, он был торпедирован у Сицилии и был отправлен в США на ремонт.

Как и HMS Victorious, HMS Formidable был атакован японскими камикадзе 4 и 9 мая 1945 года. Первая атака вызвала большой пожар, повредила котлы и поразила остров осколками. Он мог делать только 14 узлов в течение некоторого времени, но снова начал полёты в течение шести часов и был полностью отремонтирован в течение дня. Он потерял 8 убитых и 55 раненых. 9-го мая восемнадцать его самолетов были уничтожены огнем, но всего через час он уже запускал оставшиеся в воздух

-3

25 июля 1967 года USS Forrestal прибыл в Тонкинский залив для боевых действий против Вьетнама. Два дня спустя он принял 300 тонн боеприпасов с судна снабжения, большую часть которых составляли 1000-фунтовые бомбы времен Второй мировой войны. 29 июля он произвёл удар на рассвете и к середине утра готовился отправить вторую волну самолётов. На корме на полетной палубе стояли F4 Phantom и A4 Skyhawks, готовые к полёту. Короткое замыкание привело к запуску двухдюймовой ракеты из-под крыла одного самолёта. Она поразила другой самолет, вызвав утечку топлива на полетную палубу, которое вскоре загорелось.

Командир прибыл на мостик и развернул корабль, чтобы использовать ветер для уменьшения распространения огня по палубе. Он знал, что на палубе было 140 тонн боеприпасов и 40 000 галлонов реактивного топлива JP5 в припаркованных самолетах. Ситуация была похожа на ту, что была на борту японских авианосцев в Мидуэе, когда их атаковали.

Главный старшина Роберт Фарриер возглавлял пожарную группу 8 на полетной палубе. Он схватил огнетушитель и побежал к горящей кормовой части полетной палубы. Прошло всего девяносто секунд с момента запуска ракеты, когда одна из бомб под Skyhawk взорвалась. Главный старшина Фарриер и вся пожарная ремонтная группа 8 погибли от детонации. В жилом отсеке под полетной палубой погибли семьдесят человек, когда горящее реактивное топливо хлынуло в их каюты сверху через отверстие в полетной палубе. Взрыв второй бомбы убил всех пожарных второй волны на полетной палубе.

Взрывы были настолько сильными, что осколки пробили днище корабля. Двигатель рулевого механизма был выведен из строя. Противорадиолокационные ракеты Shrike с осколочно-фугасными боеголовками взорвались, измельчив пожарные шланги на полетной палубе. Под палубой и в ангаре возникли пожары. USS Forrestal оказался в серьезной беде. Авианосцы USS Oriskany и USS Bonhomme Richard начали запускать вертолеты для доставки противопожарного оборудования и вывоза пострадавших. Эсминец USS Repertus приблизился, чтобы занять позицию у левого борта Forrestal и попытаться потушить пожар в районе, куда люди с авианосца не могли добраться. В полумиле от авианосца людей на палубе эсминца снесло с ног, когда еще один взрыв разорвал палубу Forrestal.

Но глубоко под палубой все генераторы и пожарные насосы работали. Трюмные насосы использовались для исправления крена на левый борт. Пожары постепенно потушили, и была предпринята ужасающая задача по извлечению тел. В ту ночь в ангаре прошла поминальная служба и 134 человека были похоронены в море. Бомбы Второй мировой войны с тонкой оболочкой и коротким временем детонации при высокой температуре оказались катастрофой.

Тем не менее, USS Forrestal выжил и вернулся в США для ремонта.

Подробно эту катастрофу с полным разбором событий я описал в статье "Поджигал ли будущий сенатор Маккейн авианосец "Форрестол"?

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4