USS Franklin по прозвищу "Биг Бен" после ремонта вышел в море 2 февраля 1945 года, имея нового командира — кэптена Лесли Гереса. Он был человеком жёстким и очень требовательным, и отношения между ним и экипажем не сложились, что плохо отразилось на последующих событиях
15 марта авианосец встретился со своей группой сопровождения и уже 18 марта начал наносить удары по городам Кагосима и Идзуми на острове Кюсю. На следующий день, 19 марта, перед рассветом USS Franklin находился всего в 50 милях от берегов Японии — ближе, чем любой другой авианосец с начала войны.
Во время подготовки к запуску второй волны утренних вылетов в 07:08 корабль был поражен двумя 250-кг бомбами, сброшенными с японского самолета, который использовал облачность, чтобы проскользнуть мимо ПВО флота и избежать обнаружения радаром. Это был Yokosuka D4Y, правда, не уточняется какой модели, их было в основном две:
Бомбы пробили полетную палубу и взорвались в ангарной палубе, мгновенно убив сотни людей, повредив противопожарную систему, линии связи , а также вызвав огненный шторм из горящего топлива и взрывающихся боеприпасов. Пожар распространился на самолеты на полетной палубе, которые были заправлены и загружены, с работающими двигателями. Многие члены команды были изрезаны вращающимися винтами самолетов, поражены осколками, убиты взрывами и пожарами, сброшены за борт, утонули или задохнулись в густом дыму, находясь в ловушке на нижних палубах. В конце концов, по различным оценкам, погибло до 807 человек, 487 было ранено, что сделало это крупнейшими потерями на любом американском корабле, который не был потоплен.
Потеряно также 59 самолётов. Несколько самолётов с USS Franklin, бывших на момент атаки в воздухе, сели на палубы других авианосцев, причём для них пришлось освободить место, сбросив часть собственных самолётов в воду.
Несмотря на большие трудности, кэптен Лесли Герес, сохранившийся скелет команды и другие корабли в оперативной группе смогли спасти судно и многих из людей, которые попали в воду. За исключительные подвиги, храбрость и героизм, команда USS Franklin стала самым награжденным экипажем в истории ВМС США, включая двух обладателей Медали Почета. Кэптен Герес был награжден Военно-морским крестом 3-й степени..
Однако многие обвиняли Гереса в результатах атаки на « Франклин» из-за его «токсичного руководства» и ослабленных условий боевой готовности на корабле в тот день — мнения, основанные, отчасти, на рассказах некоторых выживших с «Франклина». Члены экипажа и историки критиковали решения и действия Гереса 19 марта 1945 года. Однако достаточно документов, чтобы проследить ход событий в его развитии.
В ту ночь экипаж «Франклина» вызывался на боевые посты двенадцать раз в течение шести часов, и Герес понизил статус боевой готовности до, как это принято называть на американском флоте, Condition III, позволив своим людям свободно поесть и поспать, хотя артиллерийские расчеты оставались на своих постах.
Condition III - это уровень готовности, при котором «вероятность атаки весьма мала, а экипаж находится на вахте четыре часа и отдыхает двенадцать часов, за исключением "собачьих вахт", что давало им возможность получить горячую еду и немного поспать после неоднократных вызовов на боевые посты.
«Франклин» был в оперативной группе, состоящей из 26 кораблей, причём 17 из них находились на дистанции порядка 3-х миль вокруг него. Вот планшет линкора USS North Carolina на тот момент
На рассвете командующий оперативной группой 58.2 (CTG 58.2) контр-адмирал Ральф Дэвисон установил Condition III для оперативной группы. Этот приказ был отдан в 06:11 на «Франклин».
Однако командиры, включая Гереса, не были обязаны подчиняться. Решения о том, как защищаться, как сражаться и как реагировать на повреждения в бою, принимаются командиром каждого корабля отдельно.
Ответственные командиры, устанавливая условия готовности, стремятся держать свои команды на пике боевой эффективности, соблюдая разумный баланс между безопасностью и отдыхом.
Коллективный «здравый смысл» всех командиров кораблей допускал бы ряд решений. Действительно, кэптен Чарльз Бейкер, как известно, держал экипаж USS Texas (BB-35) в состоянии, если по-нашему, повышенной боевой готовности более 50 дней во время кампании на Окинаве. Тем не менее, вскоре после восхода солнца утром 19 марта 11 из 18 кораблей группы «Франклин» ослабили готовность до Condition III. Так что ничего из ряда вон выходящего Герес не допустил.
По Condition III от половины до двух третей зенитных батарей остаются в полной готовности с личным составом у орудий. Герес пошел дальше и оставил все артиллерийские батареи укомплектованными, что поддерживало оборону корабля, позволяя экипажу получать столь необходимую еду и сон. Для Гереса это был его «баланс между безопасностью и отдыхом».
Получив в 07:05 сообщение о двухмоторном самолете, замеченном Hancock, Герес запросил свой Боевой информационный пост (БИП) об этой угрозе . БИП не видел её на своем радаре, поэтому Герес не сыграл боевую тревогу. Вопрос в том, почему бы и нет? Батареи зенитных орудий были полностью укомплектованы личным составом и Герес мог быть уверен, что они обнаружат любую угрозу и откроют огонь по ней. Возможно, он думал о приказе Дэвисона о Condition III и не решался объявлять боевую тревогу без дополнительных доказательств неминуемой атаки. Он также мог хотеть обнаружения противника радаром своего корабля, прежде чем отправлять людей на их посты.
Различение вражеских самолетов от множества своих на радаре было проблемой, с которой оперативная группа сталкивалась уже два дня. Hancock и Franklin только что отправили свою первую волну самолетов тем утром, а самолеты боевого воздушного патрулирования (CAP) всегда кружили поблизости, чтобы действовать как первые перехватчики против атакующих японских самолетов. Иногда отметки появлялись на радаре, но затем исчезали или смешивались — иногда они вообще не регистрировались на радаре.
В 07:06 Hancock передал по радио предупреждение об опасности напрямую для «Франклина»: «BOGEY CLOSING YOU», но это сообщение не дошло до мостика «Франклина», возможно, из-за проблем с радиосвязью. Из 13 кораблей, которые визуально наблюдали атакующий самолет, большинство видели, как он вынырнул из облаков перед «Франклином» и совершил крутое пике. Hancock и Santa Fe начали стрелять по вражескому самолету, но North Carolina , Tingey и Washington не смогли, потому что посчитали, что риск попадания в другие корабли слишком велик.
Кроме того, артиллерийский офицер на «Франклине», лейтенант-коммандер Уильям МакКинни, написал, что БИП сообщил о цели на их левом траверзе. Люди на зенитных батареях, возможно, смотрели влево, а атакующий самолет появился спереди корабля. Он пролетел прямо над полетной палубой, и уже сбросил бомбовый груз, когда артиллеристы «Франклина» начали стрелять, затем прошел по левому борту близлежащего North Carolina , который открыл огонь вместе с пятью другими кораблями. Герес написал в своем отчете, что самолет «должно быть, делал по крайней мере 320 узлов», что делало его почти неуязвимым для попадания.
Несколько кораблей в группе зафиксировали, что нападавший вражеский самолет был впоследствии сбит.
Итак, как всегда, любая трагедия на войне произрастает из множества причин и всегда можно найти виновного, на которого хочется повесить всю ответственность.
Впрочем, Герес и после симпатии у окружающих не вызывал. Когда авианосец доковылял до Пёрл-Харбора, кэптен отказался от услуг прибывшего гражданского лоцмана, заявив, что справится с постановкой в док сам. В итоге не рассчитал скорости и врезался в док, нанеся тем самым дополнительные повреждения. Когда корабль немного подшаманили на Гавайях, он направился в Нью-Йорк для окончательного восстановления.
По прибытии в Нью-Йорк возродились споры из-за поведения экипажа корабля во время его борьбы с повреждениями, и вскоре достигли критической точки. Кэптен Герес обвинил многих из тех, кто покинул корабль 19 марта 1945 года, в дезертирстве, несмотря на то, что те, кто прыгнул в воду, сделали это, чтобы предотвратить вероятную смерть от пожара, или были убеждены, что было приказано «покинуть корабль».
Некоторые, включая раненых, были снесены с корабля мощными взрывами, подобраны эсминцами, позже им было отказано в возвращении на свой корабль. Герес пригрозил им военным трибуналом, потому что "не был отдан приказ покинуть корабль".
На пути с атолла Улити на Гавайи Герес объявил 704 члена экипажа членами «Клуба Биг Бен 704» за то, что они остались на сильно поврежденном корабле, но следователи в Нью-Йорке обнаружили, что на самом деле на борту находилось только около 400 человек постоянной команды авианосца. Остальные были доставлены на борт либо до, либо во время остановки в Улити. Все обвинения против "дезертиров" из команды были тихо сняты. Гереса освободили от должности и отправил командовать базой в Сан-Диего. Он ушел в отставку в 1948 году в звании контр-адмирала, никогда больше не командуя другим кораблем ВМС США.
P.S. Для возможности материальной поддержки авторов Дзен ввёл систему донатов, это серая кнопка в самом низу справа.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4