Найти в Дзене
Священник Игорь Сильченков

Почему врата-Царские?

Когда человек впервые заходит в православный храм, его взгляд неизбежно устремляется к иконостасу — высокой, сияющей стене из икон, отделяющей алтарь от основной части храма. А в самом центре — двустворчатые двери, чаще всего украшенные иконами Благовещения и четырёх евангелистов. Это и есть Царские врата.

Почему их так зовут? Кого они пропускают — и от кого закрыты? Что значит эта преграда — и почему она такая прекрасная? Попробуем заглянуть чуть глубже.

Что такое иконостас?

Иконостас — это не просто «перегородка». Это особая грань между земным и небесным. Он не отгораживает, а соединяет. В нём, как в иконе, встречаются два мира: наш, временный, и Божий — вечный.

В древней Церкви алтарь отделяли лишь небольшой преградой — тямом, символизирующей гору Синай или, в более раннем понимании, райскую преграду после изгнания Адама. Позже появилась алтарная завеса — символ тайны богослужения. Постепенно, к IX–X векам, иконы начали подниматься выше и становиться всё более торжественными. Так возник тот иконостас, который мы знаем сегодня — особенно оформленный к XVI веку на Руси.

Само слово иконостас означает «место стояния икон». Это как бы образ всего мира, приведённого ко Христу. Здесь и Пресвятая Богородица, и Иоанн Предтеча, и апостолы, и пророки, и святые всех времён. Каждый ряд — как небесный собор, окружающий Агнца Божия.

Центральное место — Царские врата.

Царские врата находятся в центре иконостаса. Через них выходит священник, чтобы возвестить Евангелие, совершить Таинства, причастить народ. Почему же они называются Царскими?

Потому что через них Сам Царь Славы — Христос — входит на престол Своей славы, который в алтаре. Через них, на Литургии, происходит невидимое шествие Агнца — хлеба и вина, ставших Телом и Кровью Христовыми. Это врата Царя и врата в Царство. Вот почему они так строго хранятся и открываются только в особые моменты богослужения.

Интересно, что на Царских вратах всегда изображается сцена Благовещения — тот самый момент, когда Бог входит в человеческую историю. Икона Пресвятой Богородицы — слева, архангел Гавриил — справа. А между ними открываются двери в вечность...

«Врата да отверзутся…»

Открытие и закрытие Царских врат на службе — это не просто «литургическая традиция», а духовный символ. Когда они открываются, это знак Божьей милости, готовности принять нас. Когда закрываются — напоминание: не всё и не всегда нам открыто. Есть время молчания, покаяния, ожидания.

Вот, например, во время Великого поста Царские врата чаще бывают закрыты — это период особой тишины и духовного труда. А в Пасхальную ночь они распахиваются — и остаются открытыми всю Светлую седмицу. Потому что Христос воскрес — и «отверзлись нам двери рая».

Как не вспомнить здесь слова из Ветхого Завета:

«Поднимите врата, главы ваши, и поднимитесь, двери вечные, и внидет Царь славы!» (Пс. 23:7)

Кто может входить?

Существует строгий церковный устав: через Царские врата входит только священнослужитель в облачении — и только во время службы. Не из гордости, не по чину, а потому что это врата святого присутствия. Это и охрана Таинства, и знак великой тайны, которой нельзя касаться легкомысленно.

Но, с другой стороны, каждый из нас — приглашён за этими вратами. Не ногами, а сердцем. Ведь иконостас — не «декорация», а приглашение к встрече. Не случайно древние называли храм небом на земле. А через Литургию каждый из нас входит в это небо — вне зависимости от того, стоит ли он за иконостасом или перед ним.

Иконостас как лестница.

Обратите внимание: в верхней части иконостаса обычно размещён крест, иногда — распятие, а под ним — икона Тайной Вечери. Под ней — праздничный ряд с иконами главных событий спасения. Ещё ниже — деисусный чин, где Христос — в центре, а по сторонам — молящиеся Богородица и Иоанн Предтеча. Ниже — местный ряд, с теми иконами, к которым мы обращаемся чаще всего.

Иконостас — как восхождение. Ступень за ступенью, от земного — к небесному. От просьбы — к благодарению. От себя — к Богу.

Взгляд на небо.

Когда-то один мальчик спросил меня:

— Батюшка, а что там, за этими дверями?

Я улыбнулся и ответил:

— Там — Рай. Но вход туда открыт только с верой, молитвой и чистым сердцем.

И правда: для кого-то Царские врата — просто красивая часть интерьера. А для другого — напоминание, что каждый Литургический момент — это прикосновение к Вечности.

Когда вы в храме, не бойтесь просто стоять и смотреть на иконостас. Это не «стена». Это — окно. Сквозь него глядит на нас Небо. А мы — на Него.

И дай Бог, чтобы когда откроются те, последние врата — вечные, небесные, — мы услышали голос: "Входи, благословенный Отца Моего".

А пока — учимся входить в храм с благоговением. С молитвой. И с желанием оказаться за этими вратами не телом, а душой.

Христос Воскресе!

Репост статей благословляю.

священник Игорь Сильченков

ПОДАТЬ ЗАПИСКИ на молитву в храме Покрова Пресвятой Богородицы Крым, с. Рыбачье на ежедневные молебны с акафистами и Божественную Литургию ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ