Что ж, кажется, я становлюсь хроникером литературного приспособленчества - больше некому. Стою с этим чемоданом: ни бросить, ни сбагрить его.
Сегодня у нас - интервью того самого издателя Левенталя, который умудрился издать в Евразийском книжном агентстве (это государственный или окологосударственный счет) аж два тома романа Максима Кантора, в котором Россию вовсю разоблачают в самых страшных военных преступлениях.
Про Левенталя уже и забыли. Все, он отряхнулся и пошел. Каких-то слесарей, воспитателей сажают реально за посты на 50 подписчиков, а этот товарищ из известной нам литературной компании отряхнулся и пошел. Все, забыт благополучно. Еще и огрызается на нас.
Вчера в "Литературной газете" вышло якобы интервью Вадима Левенталя
"Якобы", потому это чистой воды симуляция общественного интереса и медиаподдержка Левенталя. Интервью у него взял тот самый Роман Богословский, автор романа "Токката и Фуга", изданного Левенталем, который недавно прогремел заодно с Кантором, так как даже люди, которые годами хвалили книгу, только весной ее открыли и ошарашены. Я писала о казусе и Богословского: тоже считаю, что это феномен литературы, которую хвалили не читая. Даже Павел Басинский, специалист по Льву Толстому, писал хвалебную рецензию. А книга - о том, как отец тиран крадет дочь, меняет ей пол, делает мальчиком, стирает память дочери, сам меняет личность, поселяется с "мальчиком" в своем закрытом отеле в Турции, там совокупляется с Кончитой Вурст и обливает мочой портрет Дугина. В конце о них снимает фильм Тарантино. Басинский читал? Не верю!
Но это - для характеризации интервьюера. Само же "интервью" крайне горестное. Левенталь высмеивает оппонентов, клеймит их ханжами, уверяет, будто бы люди "пустили в ход фейковые цитаты, подложные посты" - это про Кантора. Левенталь тактично обходит причину своего увольнения из издательства "Городец", источники финансирования Евразийского книжного агентства, где вышли два тома Кантора... И вообще Левенталь не видит ничего такого в двух изданных им книгах и считает, что Кантор когда-то в прошлом допустил пару высказываний, за которых с ним надо "перетереть". Сам интервьюер в аннотации к интервью поблагодарил главного редактора "Литературной газеты" за то, что тот "не занимается цензурой". Ну потому что же ясно: если Левенталь требует госрегулирования, требует денег за патриотизм (сидя в Турции), подписывается под воззваниями передать литературу в ведение Минобороны, а писателей - прикрепить к земствам, то это свобода творчества, а если Левенталя потребуют отрегулировать, это уже цензура.
Я спросила Романа Богословского обо всем этом. Вот мое к нему письмо:
"Что ж вы не спросили его: 1. почему, пока одних судят и сажают за менее внятные посты в соцсетях, с Кантором, автором Левенталя, за это достаточно "перетереть"? А с самим Левенталем ничего делать принципиально нельзя вообще? 2. зачем он <Левенталь> примкнул к тем, кто за эти посты и не только требовал сажать, зачем деятельно поддерживал людей, рассчитывавших сделать имя и состояние на построении новой цензуры, зачем он прямо поддерживал "Союза 24 февраля", когда они предложили "минимум административно" осудить вдову Летова за отказ передать Ричу права на исполнение песни мужа и при этом солгали, будто она враг и отказалась дать песню для патриотического сериала? Казус Левенталя ведь не в цензуре, а в том, что этот человек получил даже работу в ЕКА благодаря тому, что примкнул к требователям цензуры, а потом объявил, что конкретно он должен быть не подсуден нормам и правилам, которых добивался в составе "Союза 24 февраля". Замшеву вот вы говорите "спасибо" за то, что не занимается цензурой. Отчего ж не сказали "Фи!" Левенталю, который вошел в "Союз 24 февраля" и занялся цензурой? Он подписывался под требованиям запретить. Под требованием передать литературу в ведение Минобороны. Под требованием прикрепить писателей к земствам. Что до его увольнения из "Городца", то я слышала о другой причине: будто бы он был принужден уволиться из-за утраты доверия, необязательности и пьянства!"
Роман Богословский, кажется, ничегошеньки не понял. Ответ:
"Анастасия, я потому и не спросил, что спросил о том, что посчитал нужным. Вы можете сделать свое интервью и спросить о своем".
Что ж, Роман, это ваша позиция? Не спросить, почему человек, получивший выгоду от присоединения к требованиям цензуры, отказывается отвечать сообразно этим требованиям? И что ж вы не спросили, какие фальшивые цитаты вменяли Кантору? Это не интервью, Роман. Заходов на текст - 1000. Это именно число кликов по заголовку, я проверила. При том, что на "Литературную газету" известная братия не таскается в АП жаловаться, не заваливает жалобами, как меня, у которой, как видите, при 130 тысячах подписчиков текстам про всю эту братию теперь удается собрать 4000-8000 показов. Это в 15 раз меньше, чем число подписчиков, следовательно, тексты скрываются даже от подписчиков
Между прочим, со мной они ни на какое интервью не соглашаются. Пелевина я звала на видеоформат. Нет, не хочет. И этот не пойдет. Потому что я буду спрашивать про "Союз 24 февраля", про реальные причины увольнения из издательства "Городец" (слышала версию, что Левенталь был вынужден уйти якобы из-за утраты доверия и даже пьянства), про то, как автору "Городца" Александру Пелевину, изданному Левенталем, вручили премию "Нацбест", спонсированную "Городцом" и многие годы контролируемую Левенталем.