История создания каждого музея особенная. К Международному дню музеев мы рассказываем, как в советское время с нуля был создан уникальный заповедник имени великого русского иконописца Андрея Рублева, первоначально не имевший ни коллекции, ни помещений.
Решение о создании в бывшем Спасо-Андрониковом монастыре музея, принятое благодаря участию выдающихся ученых, реставраторов и деятелей культуры – академика Дмитрия Лихачева, Петра Барановского, Ильи Эренбурга – спасло от полного уничтожения постройки древней обители. Судьба архитектурного ансамбля Андроникова монастыря, связанного своей историей с именем Андрея Рублева, могла сложиться трагически. О том, что находилось на его территории после закрытия в 1918 году и о попытках открытия здесь музея в 1920-е годы читайте в нашем материале «Монастырь - концлагерь - музей»
10 декабря 1947 года
Музей имени Андрея Рублева был учрежден по постановлению правительства, подписанному 10 декабря 1947 года. Одним из инициаторов создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, подвижник в деле сохранения древнерусского художественного наследия.
Создание музея должно было спасти от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого, как установил Барановский, творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Это открытие позволило объявить территорию монастыря «историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева». При этом, постройки бывшего монастыря занимали квартиры рабочих завода, а никаких движимых культурных ценностей не сохранилось - имущество, иконы и прочие памятники искусства бывшего Андроникова монастыря давно были вывезены.
Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы. Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из лучших исследователей древнерусского искусства в то время.
1951 год. Попытка закрытия музея
18 ноября 1951 года в Совет Министров СССР поступило предложение от Совета Министров РСФСР за подписью председателя Б.Н. Черноусова о закрытии Музея: «Считаю нецелесообразным дальнейшее существование Музея им. А. Рублева, так как не имеется реальных условий для его открытия, просим разрешить передать помещение Музея республиканской специальной научно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры РСФСР, а музей упразднить». Вопрос об упразднении рассматривался на заседании в присутствии секретаря ЦК М.А. Суслова, который поддержал Д.И. Арсенишвили, горячо отстаивавшего не только возможность, но и необходимость комплектования музея.
1950-е годы. Первые экспонаты
В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями первого директора, а также Н.А. Дёминой и И.А. Ивановой были организованы первые научные экспедиции музея, началось формирование коллекций. Сотрудники музея спасали от гибели бесценные произведения древнерусского искусства, вывозя их из заброшенных храмов и местных краеведческих музеев, в которых не умели и не хотели хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения.
Первыми поступлениями стали несколько икон XV-XVII веков из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, созданный в 1660-х годах.
Одновременно велась научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы.
21 сентября 1960 г. Открытие музея для посетителей
Музей был открыт для посетителей 21 сентября 1960 г. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева, и открытие музея стало одним из важнейших событий этого празднования. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников.
На сегодняшний день благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным дарам фонды музея насчитывают более 20 тысяч единиц хранения, включая иконы, произведения декоративно-прикладного искусства, оригиналы и копии фресок, рукописные и старопечатные книги, памятники археологии.
1960 - е годы
Музей имени Андрея Рублева занял особое место среди других российских музеев. Он стал единственным в стране государственным музеем изобразительного искусства отечественного средневековья, охватывая огромный этап истории протяженностью более чем в семь столетий. С момента своего открытия он стал настоящим неформальным культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства и его духовное созерцание.
___
Историю музея с 1960-х годов и до нашего времени расскажем в следующей части.
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!