Жизнь и приключения герцогини Марии-Клементины Беррийской (1798-1870) известны сегодня лишь специалистам-профессионалам. Но когда-то эта женщина была одной из самых популярных представительниц династии Бурбонов, и ее имя не сходило с первых полос газет. Ее сын – граф де Шамбор – мог бы царствовать под именем Генриха V, если бы к власти не пришел король Луи-Филипп.
Личность герцогини стала легендарной в связи с так называемой пятой Вандейской войной или Вандейским восстанием 1832 года. На основе ее биографии родилось немало художественных произведений с бурными сюжетами и яркими образами в духе романов Вальтера Скотта и Стефана Цвейга. Даже исторические исследования о ней не были чужды романтического флера.
Книга доктора исторических наук Наталии Петровны Таньшиной не уступает в увлекательности ни одной из предшествующих работ, содержит все известные факты о главной героине и ее окружении, воссоздает драматические перипетии жизни в Европе эпохи бурь, революций, наполеоновских войн и последующих политических пертурбаций. Личным приключениям герцогини уделяется немалое внимание, ведь многие из них под стать самым смелым вымыслам романистов!
«Однажды утром после изнурительной ночной скачки она остановилась на одной ферме. Едва начала засыпать, как в соседней комнате громкий голос объявил, что тот, кто выдаст герцогиню офицерам королевской армии живой или мертвой, получит награду в пятьсот тысяч франков. И тут же дверь ее комнаты распахнулась – выдали?! Но нет: «А ну-ка, вставай, бездельник, - заорал хозяин фермы. Уже семь часов, а коровы еще в стойле! Живо собирайся, а не то задам тебе трепку!» И он швырнул на кровать принцессы рваную одежду пастуха. Синие суконные штаны, черная куртка, деревянные башмаки, шерстяная шапка – принцесса превратилась в «малыша Пьера». Никогда она так еще не забавлялась! Вышедшую из дома «Пти-Пьер» окликнули солдаты: «Эй, маленький бандит! Успеешь к коровам. Иди-ка, выпей с нами стаканчик!» Не моргнув глазом, мать Генриха Vвыпила сидра с защитниками Июльской монархии».
Но на фоне авантюрных подробностей автор показывает, что время Марии-Клементины – это всего лишь эхо первой, «настоящей» Вандеи, это ловкая попытка использовать вторичную энергетику революционных и контрреволюционных событий тридцатилетней давности. А вот та Вандея 1793-1796 гг. – чем была в истории Франции эта маленькая западная провинция, названная по имени небольшой речки? Почему стала именем нарицательным? Почему породила такие исторические термины как «франко-французский геноцид», а затем «меморицид» - преступная деятельность государства и частных лиц, направленная на стирание «неудобных» фактов из истории и коллективной памяти, или оправдание их как вынужденной меры, или даже актов доблести? Какой бы захватывающей ни была «авантюра герцогини Беррийской», но она лишь приглашение к изучению гораздо более глубоких и значимых исторических пластов.
Таньшина Н.П. Восстание в Вандее 1832 года, или авантюра герцогини Беррийской – СПб.: «Евразия», 2020. – 160 с. (Серия «Parvus libellus»)
Другие книги автора:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.