Часто меня спрашивают: «Не могли бы вы как-то кратко и проще рассказать о системах стихосложения? В учебниках не всегда все понятно».
Не менее часто встречаю в комментариях высказывания о том, что поэтам эти знания ни к чему, мол, Пушкин, Есенин, Высоцкий… не задумывались о системах стихосложения, когда писали стихи.
Лично у меня другое мнение. Задумывались! Еще и сами их создавали. Об этом свидетельствуют хотя бы черновики, заметки, статьи, концепции, эксперименты разных времен. И уж, конечно, они знали особенности разных систем стихосложения. Потому я попробую рассказать понятно и по частям, хотя без терминов мы вряд ли обойдемся.
I. Немного истории и общей информации
Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи. Все системы зависят от фонетических особенностей того или иного языка (словари).
1️⃣ Этапы русского стихосложения
В истории русского стихосложения выделяют следующие этапы:
1. До конца XVI в. – народная песенная система стихосложения.
2. XVII в. – до 30-х гг. XVIII в. – силлабическое стихосложение.
3. С 30-х гг. XVIII в. – силлабо-тоническое стихосложение, разработанное В. Тредиаковским в 1735 г. и М. Ломоносовым в 1738 г.
4. XVIII в. – параллельное развитие тонического стихосложения.
5. 1 половина XX в. – экспериментальное стихосложение авангардных течений (футуризма, акмеизма и т.д.)
6. 2 половина XX в. – 1 половина XXI в. – классическое силлабо-тоническое стихосложение, экспериментальное стихосложение современных течений.
Это самое общение деление по времени.
2️⃣ Основные речевые системы стихосложения
Основных речевых систем стихосложения – четыре. Все другие так или иначе являются разновидностями этих:
► Квалитативные (качественные):
1). Тоническая система
2). Силлабическая
3). Силлабо-тоническая
► Квантитативная (количественная):
4). Метрическая
3️⃣ Основы систем
Названия (tonos – ударение, syllable – слог) говорят о том, что лежит в основе всех систем, кроме последней:
► заданное соотношение ударных (+) и безударных (–) слогов в одной строке.
► Строки (ритмические единицы) определенным образом повторяются.
Такое строение стиха называется интонационно-синтаксическим: ударные слоги задают интонацию, ритм, организуют предложения в строфе.
Это важно, поскольку такое строение стихотворения отличается от музыкального, характерного для метрической (греко-римской) системы.
С нее и начнем – она самая древняя, появилась в VIII—V вв. до н. э.
II. Метрическая (античная) система стихосложения
Для метрической системы характерно музыкальное строение стиха. Почему так?
Стихи пелись.
Дело в том, что в древнегреческом, древнеримском языках были долгие и краткие гласные, следовательно, долгие (––) и короткие (–) слоги. Ритм создавался чередованием нескольких слогов – то есть стопами. Название «стопа» возникло, потому что ритм отсчитывали ступней, поднимая и опуская ее.
Количество и расположение долгих и коротких слогов в стопе стали называть размерами:
Пример гекзаметра: «Илиада» Гомера в переводе Н. Гнедича:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным.
Обратите внимание, что размеры в метрической системе – не одно и то же, что в нашей силлабо-тонической, потому что у русского языка другая звуковая основа. Впрочем, двухсложными или другими размеры метрической системы не назывались. Это я их так обозначила для удобства. На самом деле они назывались трехморными, четырехморными и т.д. Что это значит?
Представьте, как «пелись» метрические стихи. Важно было время, а как и чем его измерить? Не секундами же или минутами? Так появилась «мора».
Мора – время произношения краткого слога (одна мора). Длинный слог состоял из двух мор.
Таким образом, наши двухсложные размеры были трехморными: к примеру, хорей – это один длинный слог и один короткий, то есть три моры. Трехсложные – четырехморные: к примеру, в дактиле один долгий слог и два коротких, то есть четыре моры и т.д.
Правда, чем-то похоже на азбуку Морзе?
Как пишет литературовед А. Квятковский, древняя система оказала влияние на появление у нас в 19 веке метрического и дисметрического свободного стиха – верлибра (и не только).
Система сохранилась и сегодня: в арабском стихосложении, в народном песенном творчестве и т.д.
Далее поговорим о тоническом стихосложении
Автор статьи: Наталья Романова
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам