Найти в Дзене

Развитие творческих способностей через искусство: идеи и проекты

Оглавление

Почему творческие способности у детей в последние годы стали иметь особое значение? Казалось бы, достаточно делать упор на развитие памяти, внимания, логики, интеллекта, а креативность — она либо есть, либо нет. Но убежденность в том, что творческий дар дается не каждому — всего лишь миф. Только понаблюдайте, насколько креативно мыслят дети, пока их не научат думать и поступать по шаблону. Творческую сторону личности можно и нужно развивать с раннего детства, поскольку это дает возможность человеку мыслить нестандартно и выходить за рамки общедоступного понимания вещей. Сегодня мы расскажем о том, какие значительные преимущества дает ребенку развитие через искусство.

Для чего нужно развивать творческие способности у детей

В наши дни развитие детей направлено на воспитание нестандартно мыслящих личностей, которые смогут применить новаторский подход к решению задач и принести миру много нового и полезного. Чтобы стимулировать в детях творческую инициативу, педагоги нередко прибегают к применению проектной художественной деятельности у дошкольников. Художественный проект — это творческий продукт, созданный по инициативе самого ребенка (или детского коллектива). Он выражает какую-то мысль или идею, возникшую у дошкольника под впечатлением от:

  • просмотренного фильма, спектакля,
  • прочитанной сказки;
  • посещения выставки, музея;
  • музыкального выступления, концерта.

Основная цель художественных проектов для детей — это раскрытие творческого потенциала. Форма проекта выбирается детьми самостоятельно: это могут быть рисунки, аппликации, поделки, музыкальные номера, танцы, спектакли и т.д.

Художественные проекты для детей имеют свои особенности в сравнении с обычным творчеством:

  • У проекта есть продуманная цель, а творческая деятельность осуществляется спонтанно.
  • Часто субъект творческого процесса не знает заранее, какой его ждет результат. У проекта результат всегда представляется заранее, и участники стремятся к его точному достижению.
  • Проект выполняется в несколько этапов, творческий процесс у детей заканчивается одномоментно.
  • Художественный проект — всегда результат организованной деятельности, а творческая деятельность не ограничена никакими рамками.

Приведем пример. Ребенок послушал сказку «Три поросенка» в исполнении Жирафика Бонни от BertToys. Его так восхитило умение игрушки читать книжки, что даже самому захотелось создать иллюстрированную книгу. Он рисовал целых 20 минут, но потом мама позвала обедать, творчество прекратилось, книга получилась всего из двух страничек. Это спонтанное творчество ребенка. А художественный проект возникнет, если несколько дошкольников в детском саду решат создать для конкурса на лучший художественный проект рисованную книгу, распределят каждому из ребят те части сказки, которые они будут иллюстрировать, согласуют день, когда все должно быть готово. На следующем этапе готовые части книги нужно будет как-то объединить и оформить, а затем отправить на конкурс. Этой продуманностью и организованностью художественный проект отличается от творческого акта. Но объединяет эти два примера то, что в обоих случаях вдохновением послужило искусство (сказка, книга детского писателя).

По мнению многих ученых, возрастание творческого начала в личности невозможно без знакомства с разными видами искусства. Чем больше ребенок погружается в плоды творческой деятельности признанных мастеров, тем активнее развивается его креативность.

Как происходит развитие через искусство

Влияние искусства на развитие детей многогранно и неоспоримо. Перечислим основные полезные эффекты, которые дает детям общение с искусством.

  1. Развитие навыков счета и письма, логического мышления и чтения происходит за счет работы левого полушария мозга. Искусство и творческая деятельность развивают правое полушарие. Это делает работу мозга более слаженной и полноценной.
  2. Искусство благотворно влияет на формирование личности.
  3. Происходит развитие эрудиции и интеллекта.
  4. Развивается творческое мышление.
  5. Формируется умение наблюдать, анализировать и размышлять.
  6. Культурное развитие улучшает коммуникативные навыки ребенка.
  7. Лучшие образцы искусства духовно обогащают личность.
  8. Искусство помогает лучше понимать свои чувства, развивает эмоциональный интеллект.
  9. Шедевры искусства учат понимать красоту мира и тонко чувствовать то, что невозможно выразить словами.
  10. Искусство способствует самовыражению.

Нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает: «Если человек слушает сложную музыку или сам ее играет, то его нейронная сеть становится качественно другой, она улучшается физически. И это научный факт. Но если вы не обременяете свой мозг трудной работой, тогда и не на что обижаться, там будет записан скучный и простой текст»

Чтобы мозг был гармонично развит, наполнен красивой и мудрой информацией, чаще показывайте ребенку творчество великих художников, посещайте музеи, включайте классическую музыку и читайте лучших детских авторов. Невозможно привить ребенку любовь к тому, что не нравится родителям. Дети будут тянуться к тому, что видят у мамы и папы. Поэтому культурным воспитанием, формированием эстетического вкуса стоит заниматься всем вместе.

Как внедрить занятия искусством в жизнь ребенка

Исследования доказывают, что дети, которые регулярно занимаются искусством, имеют более развитый интеллект. Почему это происходит?

  1. Художественная деятельность у детей развивает мелкую моторику, что благотворно влияет на когнитивные функции.  Используйте нестандартные способы изобразительной деятельности: рисование пеной, пальчиковые краски, рисование на песке или крахмале. Все методы рисования, задействующие сразу две руки, прорабатывают те отделы мозга, которые обычно не работают в синергии.
  2. Лепка помогает постигать геометрию предметов, развивать пространственное восприятие, мелкую моторику.
  3. Занятия искусством помогают снимать стресс, что благоприятствует развитию в целом.
  4. Творческая деятельность стимулирует развитие креативности у ребенка и формирует нестандартный подход к разрешению сложных ситуаций.
  5. Занятие искусством дарит радость и удовольствие, делая развитие более гармоничным и позитивным.

Наполняйте жизнь своих детей творчеством и дарите им радость!