Один из самых развитых и хорошо сохранившихся комплексов праздников весенне-летнего периода — это Зеленые Святки. Причем вплоть до начала XX века, а где-то и до середины 50-60-х годов ритуалы и обряды бережно хранились и исполнялись. Так какой смысл и сиволизм для славянских народов имели Зеленые Святки и почему языческие традиции пережили века, несмотря на неодобрение христианской церкви?
Что такое Зеленые Святки
Название Зеленые святки роднит этот период с другими праздниками, относящимися к пограничным, то есть приуроченных к основным точкам солнечного цикла:
- Зимние святки — от рождественского сочельника до крещения, период, близкий к зимнему солнцестоянию.
- Червонные святки — от Пасхи до Красной горки, близок к весеннему равноденствию.
- Зеленые святки, кульминацией которых было летнее солнцестояние и празднование Иванова дня (Иван Купала).
Несмотря на название святки, то есть святые, и выпадение на этот период особо значимых церковных праздников, обряды и ритуалы не имели ничего общего с православными канонами и даже, наоборот, имели ярко выраженные языческие черты. Что, конечно, не могло нравиться официальной церкви, но с народным разгулом в период Зеленых святок поделать ничего не могли.
Когда праздновали Зеленые святки
Зеленые святки, в отличие от зимних, не имели четких календарных сроков, поскольку были приурочены прежде всего к Троице, дата которой, в свою очередь, определялась празднованием Пасхи. Причем даже начало отличалось в зависимости от региона, иногда с праздника Вознесения (40-й день после Пасхи) или непосредственно перед Троицей (50-й день после Пасхи), с Семика (четверг, предшествующий Троице). Заканчивались днем Петра и Павла (29 июня/12 июля).
Праздники
Зеленые святки — это календарный рубеж летнего сезона: Троица — конец весны, начало лета, а Петров день — постепенный поворот солнца к зиме. Кульминацией Зеленых святок был Иванов день (24 июня/7 июля), который по старому стилю приходился на летнее солнцестояние. Наиболее значимыми для этого периода были следующие праздники:
- Семик
- Троица
- Русалья неделя (Петровское заговенье)
- Аграфена Купальница (Аграфена лютые каренья)
- Иванов день (Иван Купала)
- Петров день
Святки — пограничное время, связь между миром живых и миром иных
Святочный период — это пограничное время, когда грань между мирами настолько тонка, что в мире живых могут появляться души усопших и всевозможная нечесть, и наоборот, живой человек необычайно близок к миру иному, а иногда может даже стать его частью.
Ряженые в народном представлении — это представители иного мира, или поиск цветка папоротника также подразумевал взаимодействие с иным миром.
Главную роль в период Зеленых святок отводится такому представителю иного мира, как русалка. И если зимние святки — это период взаимодействия с душами усопших предков, то период праздников, приуроченных к Зеленым святкам, — это поминовение заложных покойников (умерших не своей смертью или раньше срока). Зачастую в народном представлении русалка — это либо утопленница, либо девушка, умершая незадолго до свадьбы, либо душа некрещеного ребенка.
Зеленые святки в языческом представлении славян
Период Зеленых святок сохранил наибольшее количество языческих черт наравне с Зимними святками и Масленицей. Такое особое время будет насыщено всевозможными магическими обрядами, причем иногда настолько необычными, что это нужно совершать в тайне от всех, а иногда и под покровом ночи. Для святок характерно большое количество запретов, поверий и примет.
Конец весны, начало лета — время наивысшего расцвета сил природы, поэтому основная часть обряда направлена на повышение плодородия земли. Понятие плодородие в языческой культуре неразделимо, оно включает в себя не только урожай и приплод скота, но и рождение детей. Отсюда так много брачно-эротических элементов в обрядности, как естественного процесса перед рождением. Все это было направлено на повышение сил земли.
Поскольку во время Зеленых святок совершались различные обряды, связанные прежде всего с аграрной культурой, то одним из главных ритуалов, как уже упоминалось выше, было поминовение усопших. Славяне верили, что предки, поскольку их хоронили в земле, могли напрямую влиять на плодородие. Но все же основную роль в этот период играла поминальная обрядность заложных покойников, от которых зависело, обойдут ли стороной стихийные бедствия, прежде всего засуха и град.
Так, по мнению крестьян, засуху могли вызывать покойники, которые не могли перейти на тот свет, прежде всего самоубийцы. Они мучаются и вытягивают влагу из земли и воздуха, провоцируя засуху. Поскольку от урожая зависел последующий год, то задабривание таких покойников имело смысл с языческой точки зрения. Кстати, если поминовение не помогало, могли действовать вполне радикальным способом. Вскрывали могилу и топили тело в реке или ближайшем водоеме, чтобы напился наконец.
Обрядовый комплекс Зеленых святок сложен, насыщен обрядами и символизмом и, конечно же, запретами и различными поверьями. Это первая статья из цикла, посвященного славянским традициям празднования летнего цикла праздников. Все статьи можно будет посмотреть в подборке «Зеленые Святки».
Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.