Праздник зимнего солнцестояния — это «самый темный час перед рассветом», после которого начинается возрождение солнца. Именно с этого числа начинается астрономическая зима, которая будет длиться до весеннего равноденствия, но вместе с тем зимнее солнцестояние знаменует собой торжество света. Это один из древнейших праздников северных регионов Евразии, где солнце играет важное значение, являясь символом жизни, тепла и защиты.
Солнечный год и основные точки
В традиционных культурах солнцу отводят первостепенную роль как источнику жизни и света. Именно со светилом связаны ритмы жизни, соответственно, обряды годового цикла соответствуют основным солнечным состояниям: весеннее и осеннее равноденствие и зимнее и летнее солнцестояние.
Смысл этих праздников — это переход из одного состояния в другой не только солнца, но и всего, что и кто от него зависят. Солнечные праздники не только годовой цикл, но и своеобразный круг жизни.
Зимнее солнцестояние открывает жизненный цикл солнца. Это одновременно смерть и возрождение солнца.
В период весеннего равноденствия солнце набирает силу и побеждает зиму.
В день летнего солнцестояния солнце набирает максимальную силу, но постепенно начинает угасать.
Заключительный этап цикла — осеннее равноденствие, когда солнце заканчивает свою жизнь.
Эти архаические представления, сформировались в глубокой древности, именно тогда зародился солнечный культ.
Культ солнца
Знаки солнца в древних культурах
Солнце, источник тепла и света, придает импульс жизнедеятельности человека и во многом определяли его культуру и религию. Поэтому солнечные знаки — одни из древнейших символов. Археологи считают, что самым древним около 9 тыс. лет — это наскальные рисунки. В последующем знаки стали появляться на посуде, украшениях, на вышивках и в качестве украшения жилищ. Солярные символы встречаются в различных культурах от Африки до Севера Евразии. Изначально рисунок был очень простым в виде прямого (неподвижное солнце) и косого(движущееся солнце) креста.
Также были солнце изображали в виде колес, звезд, животных и растений. Среди животных солнечными считали сокола, быка, орла, льва, лебедя, барана и петуха, а также летающий змей и жук-скоробей.
Самое распространенное солнечное животное — это олень, например, в греческой мифологии олень — спутник солнечного бога Аполлона. Постепенно оленя сменяет конь — особенно хорошо сохранилось почитание коня как солнечного животного в славянской культуре.
Среди солнечных растений выделяют лотос (Египет, Индия, Бангладеш) и хризантему(Япония).
Древние сооружения
Солнце являлось не только духовным символом, но и выполняло сугубо практическую функцию. Оно служило ориентиром в пространстве и времени. Для ориентировки еще в древности стали строить специальные сооружения — мегалиты, большие камни, обтёсанные и поставленные таким образом, чтобы использовать для наблюдением за солнцем.
Возраст мегалитов, распространенных в Европе, около 7-8 тыс. лет. Есть еще более совершенные каменные сооружения для наиболее точных наблюдений — это лабиринты. На берегу и островах Белого моря расположены одни из самых древних возрастом 5-6 тыс. лет.
Еще одна форма каменных сооружений — каменные кольцевые структуры с мегалитами, установленными по кругу — кромлехи. Одно из самых известных — Стоунхендж в Великобритании.
Всего таких каменных сооружений в Европе насчитывается около 250. Их назначение — фиксировать значимые точки солнца на небосклоне, прежде всего равноденствия и солнцестояния.
Самым ранним памятником, связанным с зимним солнцестоянием, является Гозекский круг в Германии. Это сооружение из окружностей, две из которых связаны с восходом и заходом солнца в день зимнего солнцестояния. Еще один известный памятник — Ньюгрейнж — большой круглый курган с внутренними туннелями и погребальными камерами. Сооружение спроектировано таким образом, чтобы утром в день зимнего солнцестояния его самые большие камеры заполнялись светом восходящего солнца.
Мегалектические комплексы существуют не только в Европе, один из самых больших — Аркаим — находится на Южном Урале, помимо этого сооружения для наблюдения за солнцем находились в Египте, Мексике и Перу.
Эти места использовались не только для астрономических наблюдений, но и становились сакральными центрами. В Европе с приходом христианства эти места использовали для создания новых религиозных центров.
В России, особенно на Северо-Западе, на особо почитаемых языческих местах, в том числе и мегалитах, стали строить церкви и часовни.
Зимнее солнцестояние — древние представления.
Зимнее солнцестояние – один из важнейших праздников темной
половины года. Он символизирует смерть старого и зарождение нового. Несмотря на то, что предстоит самая длинная ночь в году, после прохождения этой точки грядет возрождение. Праздник наполнен радостью обновления и новой жизни.
Праздничные торжества длились не один день, это был скорее определённый период с соответствующей обрядностью и традициями. Значимость зимних торжеств была так высока, что после принятия христианства один из важнейших церковных праздников – Рождество – был приурочен к чествованию зимнего солнцестояния.
Наиболее почитаем этот период был у народов северной и центральной части Европы, где смена сезонов наиболее заметна и играла особую роль в хозяйственной деятельности. У германских и кельтских народов период назывался Йоль, у славян – Коляда.
От Коляды до Спиридона-Солнцеворота
На славянских землях зимнее солнцестояние праздновалось не менее двух недель. Еще в начале XX в деревнях сохранялся обычай в течение этого периода откладывать по полену, которые сжигали на Рождество. Из-за разницы между астрономическим годом и юлианским календарем, по которому жили в России, Святки, которые, по сути, являлись обрядовой составляющей зимнего солнцестояния, приходились на Рождество, которое праздновалось на две недели позже. А праздник зимнего солнцестояния приходился в церковном календаре на день памяти святого Спиридона, поэтому в народной традиции за ним сохранилось название Спиридон-Солнцеворот.
По народным преданиям, в этот день солнце поворачивает на лето, а зима на морозы. На Спиридона-Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок. После солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет день.
И вот матушка-зима появляется на земле во всей суровой красе своей, с вьюгами-заметями, ледяными мостами, сугробами сыпучими, морозами трескучими. Злые силы, затемняющие силу света солнечного, забирают на земле всё в свою власть, заставляющую даже и не особенно зябкого человека прятаться-хорониться в хату от стужи и согреваться искусственным теплом. Неприветливым-затуманенным взором смотрит на землю небо, всё реже и реже освещаемое солнечными лучами, как будто и само красное солнышко собирается в эти покоренные зимой студеною угрюмые дни если не умереть, то заснуть тяжелым, полным зловещих сновидений томительным сном. Наступает, однако, и конец росту силы-власти ворогов света и тепла – приходит на землю Спиридон-Солнцеворот. И словно возрождается светило светил небесных. По древнему, не отжившему и до сих пор своего века на Руси поверью, рядится красное солнышко в праздничный сарафан свой, убирает волосы серебряные золотым кокошником и садится на свою телегу, запряженную лихой тройкою – конями серебряным, золотым и алмазным, – и поворачивает их на летнюю дорогу. Чем ретивее погоняет оно своих коней, тем трусливее поджимают хвосты демоны мрака, чувствуя, что приспевает конец их своевольничанью на Святой Руси.
О стойкости языческих поверий говорит и тот факт, что обрядность зимнего солнцестояния сохранялась не только в народной среде где-то в глуши, но и в высших слоях общества.
В XVI-XVII столетиях в Москве в царских палатах происходил такой обряд. На св. Спиридона представал из года в год «пред светлые очи государевы» звонарный староста московского Успенского собора, смиренно бил царю челом и докладывал про то, что «отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами(выдавалось обыкновенно двадцать четыре серебряных рубля). На летний солнцеворот тот же самый докладчик приносил в царские палаты весть, что «отсель возврат солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибывает». За эту прискорбную весть его немедленно запирали, по указу цареву, на целые сутки в темную палатку на Ивановской колокольне.
В деревенских общинах на праздник зимнего солнцестояния принято было жечь костры – этот обычай распространён у многих европейских народов. Костры должны помочь солнцу возрасти и набрать силу. Это действо сопровождалось приговорками и песнями.
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно-солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай!..
Покатилось колесо с Новагорода,
Со Новагорода и до Киева,
Со Киева ко Черну-морю, К Черноморью ко широкому,
К широкому ли, глубокому,
Колесо, гори-катись,
Со весной красной вернись!.
Спиридон-свет-поворот,
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руке несет,
Красно солнышко зовет,
Ко Святой Руси ведет...
Разгорайся, солнце красно,
Ты на свете не погасло.
Несмотря на то, что культ солнца в полной мере сохранился только в буддизме, отдельные его атрибуты имеются во мировых религиях. И прежде всего это привязка основных церковных праздников к особо почитаемым у язычников периодам солнечного цикла.
Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.