Задумывались ли вы, почему так устойчивы определенные нормы: не здороваться через порог, завешивать зеркала в доме, где кто-то умер, или банальное не выносить вечером мусор? Это связано с древними представлениями наших предков о разделении пространства и времени на условный мир «живых» и мир «иных».
Миры существуют параллельно друг другу, но в определенных пространствах или временных отрезках они соприкасаются, так что представители миров могут взаимодействовать. Так что же это за места, где они находятся, как влияли на народное мировоззрение и какие отголоски древних верований мы до сих пор слышим в современной культуре?
Мир живых и мир иных
Деление пространства на свое и чужое
В системе народного восприятия мира все представляет противоположность: святое — демоническое, внешнее — внутреннее, хорошее — плохое, чистое — грязное и, конечно, самое важное — свое — чужое.
Пространство жизни человека делилось именно по последнему принципу. Все, где находился человек, временной промежуток его жизни можно было разделить на свое — «мир живых» и чужое — «иной, потусторонний мир».
«Мир живых» — это обжитое пространство, самое безопасное место здесь — это дом. В древних обществах это могла быть территория, где обитало все племя, у некоторых славянских народов под таким пространством понимали всю сельскую общину.
В русской народной культуре в центре «живого мира» стоял человек и его ближайшее окружение — семья, дальше пространство воспринималось определенными кругами:
- дом,
- двор,
- поселение,
- поле,
- лес.
И чем дальше от человека пространство, тем больше опасностей оно несет.
Каждый круг был отделен своей границей:
- порог (окна),
- забор,
- околица,
- межа (граница между полями),
- кромка леса или река.
Чем больше природной стихии в пространстве, тем больше признаков потустороннего мира. Например, лес зачастую был тождествен миру «иных». Если мир «живых» — это прежде всего люди, то к «иному миру» относили нечисть, животных, странников и предков.
Иные люди
Но зачастую люди в народной культуре также делились на принадлежащих своему и чужому миру. К представителям «иного мира» относили инородцев (другие этнические группы), иноверцев и даже иногда представителей другого сословия.
Деревенский люд не любил и побаивался, например, цыган, наделяя их способностью колдовать, наводить порчу и прочее. Кстати, это особенность характерна для многих традиционных культур, например, скандинавы (шведы и норвежцы) считали, что все предстовители живущих рядом финно-угорских племен — колдуны или причастны к магии.
Деление на своих и чужих восходит к отдаленному прошлому человека, когда представители другой общины был настолько чужд, что воспринимался как предстовитель потусторонего мира.
Это хорошо сохранялось до недавнего времени у австралийских аборигенов. Любой член соседнего племени по определению враждебен, потому что насылает проклятие. На вопрос «почему насылает?» ответ: «ну, он же из другого племени, значит, враг». Круг замкнулся.
В современном обществе это тоже осталось, может, проявляется не в столь яркой форме, но все же мы склонны объединяться в группы, причем с детства: мой класс, мои коллеги, жильцы нашего дома, родители нашего класса. У нас есть группа из определенных людей, в которую условно чужие люди не допускаются.
Но, как ни странно, к чужим могли отнести жителей своей общины или поселения, если они обладали:
- определенным знанием (знахари, колдуны),
- были представителями профессий, которые по народным понятиям взаимосвязаны с нечистью (кузнецы, мельники, пастухи),
- люди, обладающие физическими недостатками, которые мешали «правильно воспринимать мир» (слепые, глухие и немые).
Иногда люди могли менять свой статус со своего на чужого, а потом возвращаться обратно:
- молодожены,
- солдаты,
- ряженые на праздниках,
- рожающие женщины.
Иное и привычное время годового цикла
Если говорить о годовом цикле, то были периоды, которые условно можно назвать чужими, это определенные календарные праздники, имеющие древние языческие корни. Поскольку в это время совершались различные магические обряды, то и время должно принадлежать иному миру, иначе магия не подействует.
Такими праздниками были зимние и летние святки, масленица, Иван Купала. Причем это не просто время, которое связано с потусторонним, считалось, что если в этот период увидишь представителя чужого мира, значит, проводимые обряды подействовали и будет удача, урожай, счастье и далее по списку.
У многих славянских народов была примета: если в деревню в праздники, особенно на Рождество, приедет инородец или иноверец, это очень хорошая примета. Но поскольку заезжие гости были редкостью, функцию «чужих» выполняли ряженые, которые ходили по домам в эти праздничные дни.
Границы между мирами
Но если есть два мира, которые взаимодействуют, должно быть место, где представители обеих миров соприкасаются. Такие места или временные промежутки называли пограничными или кромкой (границей).
По народным представлениям, «иной мир» находился рядом, не за морем-океаном, а буквально на краю деревни или даже ближе, например, баня всегда считалась нечистым местом, следовательно, и границы — это что-то вполне досягаемое.
Наиболее близкая к человеку, как к центру, граница — это порог (реже окна), место взаимодействия с потусторонним миром. Порог и окна были границей скорее защитной, не допускающей появления в жилом пространстве чужих, поэтому они были магически защищены: резные наличники и ставни, воткнутый серп над дверью или подкова. С другой стороны, порог — это место для домашней магии.
Порог — черта, за которую иному миру без приглашения не попасть, это касается даже предков. Недаром, если усопшие родственники и попадали в дом на праздничные трапезы, то только когда их звали. Стоит вспомнить все возможные фильмы про вампиров, которые не могут войти в дом только после приглашения.
Межа — еще одна граница, которая воспринимается как защитная линия, охраняющая поля, хотя в этом месте также сосредоточены различные духи. Забредшего на межу могло ждать множество неприятностей от обитателей данной границы.
Вообще, находится на любых пограничных пространствах не рекомендовалось, например, в народной среде существовало поверие, что нельзя сидеть на пороге. Но если уж забрели в такое место, особенно в отдалении от своего жилого пространства, то стоит его поскорее покинуть.
Существовали места, где одновременно могли находиться и представители живых, и мира потустороннего — перекрестки дорог. В народной культуре пересечение путей, наверное, самое опасное место. Даже днем на перекрестках старались не останавливаться, считалось, что здесь выпускают болезни и порчи. Тем более это место обитания всевозможной нечисти: леших, полевиков, полуниц, бесов и чертей.
Ночью перекресток был еще опасней: здесь заключались договоры с дьяволом, ведьмы колдовали и готовили зелья. Это традиционное место для взаимодействия с иным миром во время гадания. Вообще, перекресток связан с миром мертвых так же, как и кладбище, недаром в таких местах хоронили «нечистых» покойников.
Пограничными местами, где также обитала нечистая сила, были бани и водяные мельницы, но эти постройки обладали такими свойствами не сами по себе, а из-за использования в них воды.
Способность воды показывать окружающий мир, причем в зеркальном отображении, считалось признаком магии. В народном представлении иной мир — перевернутое отражение реального, а вода этот неправильный мир показывала. Поэтому, когда появились зеркала с более совершенным отражением, они повсеместно стали предметом магического призыва нечисти из того мира.
Восход и закат — границы между днем и ночью
В народной культуре сутки были разделены на две части: день — время, благоприятное для человека, «свое время», и ночь — опасное, «иное время». Причем кульминацией дня выступает полдень, а ночи — полночь. Границами в этом случае были восход и закат солнца (утро и вечер в народной культуре — понятия размытые, нечеткие, как, впрочем, и все переходные периоды, например, весна и осень).
Эти временные границы также насыщены множеством магических ритуалов. На восходе проводили обряды, связанные с преумножением чего-либо или с защитой. Закат — время огромного числа запретов, так как в это время нечисть активизировалась, предчувствуя свое время.
На восходе совершались очистительные и лечебные ритуалы, подметали дом и двор, сжигали мусор. Также в летний период на восходе собирали лечебные травы и рвали цветы для свадьбы.
На закате по поверьям всех славянских народов нельзя было спать, особенно детям (жизнь будет короткая, голова будет болеть, лихорадка нападет, ослепнешь и прочее). В это время было запрещено резать новую буханку хлеба, начинать работу, выносить мусор (одна из самых долгоиграющих примет), выливать воду, одалживать, давать и брать что-либо.
Пограничное время и пространство давно утратило свое истинное значение как столкновение и взаимодействие миров. Но культура хранит эту информацию в виде суеверий и примет, в которые многие до сих пор помнят, а кто-то даже верит.
Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.