Опера, рождённая в первые дни войны
Оперу «Алтынчәч» Н.Г. Жиганова называют жемчужиной национальной художественной культуры. Её премьера состоялась 9 июня 1941 г. – за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, согласно другой версии – 12, 13, 22 июля 1941 г.
Управлением по делам искусств при СНК ТАССР режиссёром-постановщиком был назначен оперный режиссёр Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова – Леонид Васильевич Баратов. Декорационное оформление возлагалось на приглашённого художника Бориса Алексеевича Матрунина, поскольку П.Т. Сперанский в 1937–1940 гг. осуществлял полномочия главного художника «Павильона ТАССР» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Балетные сцены, занимавшие значительное место в спектакле, были поставлены Г.Х. Тагировым.
Оперное либретто было написано М.Джалилем в 1936–1940 гг. в виде драматической поэмы по мотивам татарского фольклора о золотоволосой девушке. До премьеры на страницах печати было развёрнуто обсуждение либретто, художественные советы проходили с участием представителей различных организаций и научных сообществ, состоялся общественный просмотр оперы.
Впервые на сцене татарского театра был поставлен «не бытовой, а героический, сказочный эпос», где много массовых сцен и сложных вокальных партий. Это предопределил прежде всего богатый и насыщенный язык музыки Назиба Жиганова, использованный композитором «программный симфонизм», где музыкальные образы без труда ассоциируются с литературным сюжетом и конкретными событиями. Опера «Алтынчеч» («Золотоволосая») в трёх действиях, пяти картинах с прологом сразу же была признана одним из этапных произведений татарского музыкального театра и вошла в число спектаклей, готовящихся к показу на Декаде 1941 года. Однако сценическая жизнь первой постановки оказалась короткой…
Вторая премьера «Алтынчәч» состоялась 9, 11, 13 июля 1943 года. Постановка Л.В. Баратова, возобновление Закира Вафиновича Сафина. Дирижёр Дж.Г. Садрижиганов. Новое декорационное оформление П.Т. Сперанский, художник по костюму Б.А. Матрунин. Главные партии исполняли: Алтынчеч – Г.М. Кайбицкая, Ш.Ю. Кутдусова; Тугзак – М.М. Рахманкулова, М.З. Булатова; Хан Джик – Ф.Х. Насретдинов.
В отличие от декораций, костюмы частично сохранились. Серия эскизов Б.А.Матрунина, находившаяся в собрании Сперанских, по результатам художественной экспертизы составила 59 листов. Эскизы не имеют стилевого единства, поскольку художник старался учесть разные требования режиссёров и пожелания художественного совета: вносил изменения в уже готовые эскизы; дорисовал новые варианты, изменяя колорит и смещая акценты. Эскизы костюмов к опере «Алтынчәч» являются первой театральной гипотетической реконструкцией татарского костюма XVI века. В них доминируют элементы эпического и фантастического содержания, продиктованные жанром оперы и природой оперного спектакля.
В 1948 г. опера «Алтынчәч» была удостоена Государственной премии СССР.
Л.Н. Донина