Начало пути: незаконнорожденная и бесталанная
Варвара Асенкова была дочерью известной актрисы Александры Егоровны Асенковой. Согласно документам, девочка считалась незаконнорожденной: ее мать не обвенчалась со своим гражданским мужем, офицером Семеновского полка, поскольку так потеряла бы возможность продолжать быть актрисой императорских театров.
Обзаведясь законной семьей, отец Варвары забыл о дочери. В итоге на девочку легло клеймо не только незаконнорожденной, но и бесталанной – она была отчислена из театрального училища.
Успех и роковой подарок императора
Видя в актерском искусстве единственный возможный для себя источник заработка, Варвара продолжила работать над собой – огромными усилиями ей все-таки удалось развить свой талант.
В 1835 году в Александринском театре состоялся дебют Асенковой, причем за день она отыграла сразу в двух постановках. Варвара Николаевна пленила зрителей своей грацией, приятным голосом и выразительной игрой.
Как сообщает актер П.А. Каратыгин: сам император Николай Павлович заглянул к актрисе после выступлений и сказал, что после такого удачного дебюта ей обеспечен успех. Легенда гласит, что вдогонку к приятным словам, император позже прислал юной актрисе бриллиантовые серьги.
Зависть, отвергнутые кавалеры и травля
В обществе поползли слухи о симпатии императора к актрисе, у Варвары тут же появилась толпа назойливых поклонников, даже вчерашние подруги из зависти поддерживали самые скандальные слухи.
Варвару Николаевну не интересовала светская жизнь, кавалеров она отвергала. Богатые и гордые ухажеры устроили актрисе настоящую травлю: один поклонник ворвался к ней в дом и изрезал мебель, другой выкупил весь первый ряд в театре и посадил на него лысых мужчин – зал разрывался от смеха, а юная актриса до конца спектакля не понимала, что делает не так. Доходило и до настоящих покушений: кто-то кинул в карету к Асенковой горящую шутиху.
К тому же актриса надрывалась на сцене: она играла почти каждый день, а каждую неделю разучивала по две-три новые роли. Так на фоне стресса и перегрузок девушка заболела чахоткой, но продолжала выступать. В масленицу 1841 года, уже будучи серьезно больной, она играла 17 раз, исполняла по меньшей мере две роли в день!
Юная актриса медленно угасала на глазах у всего Петербурга и умерла, не дожив и до 25 лет.
После смерти Варвары Николаевны Некрасов написал такие строки:
Не так ли звездочка в ночи,
Срываясь, упадает
И на лету свои лучи
Последние роняет?..
Неудачи и после смерти
Памятник на могиле Варвары Николаевны был установлен на деньги почитателей ее таланта. Однако изначально он был бронзовым.
Увы, судьба была жестока к актрисе и после смерти: во время блокады Ленинграда на ее памятник упала бомба. Металлическая скульптура была уничтожена, сохранился лишь оригинальный постамент с эпитафией:
Все было в ней – душа, талант и красота,
И скрылось все от нас, как светлая мечта
Сейчас в Некрополе мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры на этом постаменте установлен мраморный бюст, в точности воспроизводящий утраченную скульптуру работы И.П. Витали.