Одни из самых известных представителей английского романтического пейзажа Джон Констебл и Уильям Тернер были противоположностями во всем: начиная от внешности и заканчивая взглядами на искусство. Констебл, никогда не покидавший Англию, предпочитал спокойно наблюдать за природой и создавать реалистичные английские пейзажи. В то же время заядлый путешественник Тернер писал драматические пейзажи, наполненные историческими и литературными аллегориями.
Первая ссора: напал на противника как хорёк
Прямой вражды между художниками не было, но напряжение определенно существовало. Особенно известен эпизод на выставке Королевской академии художеств 1831 года. Констебл, ответственный за размещение работ на выставке, расположил картину Тернера «Дворец и мост Каллигулы» на одно из лучших мест Большого зала Сомерсет-хауса.
Однако прямо перед открытием Констебл заменил картину своим произведением «Вид на собор Солсбери с луга». Тернер не смог снести такого оскорбления.
Английский писатель Питер Акройд так описал случившееся:
«После этого злосчастного инцидента оба художника оказались на приеме, где, согласно одному из свидетелей, “Тернер налетел на Констебля как кувалда; без толку было убеждать Тернера, что перестановка была в его пользу, а не в пользу Констебля. Он не унимался весь вечер, к большой потехе собравшихся…” Еще один очевидец поведал, что “Тернер напал на соперника как хорек; всем было ясно, что Тернер его презирает… Должен сказать, что, на мой взгляд и, думаю, в общем мнении тоже, Констебл выглядел как жалкий преступник, а Тернер, добавлю, терзал его безо всякой жалости”».
Вторая ссора: финальный штрих
Вторая их встреча также стала печальным событием. На выставке Королевской академии художеств 1832 года два полотна «Открытие моста Ватерлоо» Констебла (над которым художник работал 10 лет) и морской пейзаж «Хеллевутслейс» Тернера висели рядом.
Работа Констебла выглядела впечатляюще на фоне произведения Тернера. Однако прямо перед открытием выставки Тернер добавил на полотно яркий красный мазок, который тут же поменял все впечатление от картины. Работа перетянула все взгляды на себя, что стало трагичным событием для Констебла.
С тех пор английские пейзажисты больше никогда не виделись, но и двух ярких встреч хватило, чтобы навсегда войти в историю.