Найти в Дзене
Ведомости. Спорт

Как ФИФА решает проблемы вокруг клубного чемпионата мира

Оглавление

15 июня в США стартует футбольный Клубный чемпионата мира (КЧМ) – реформированный турнир Международной федерации футбола (ФИФА) с участием 32 команд с призовым фондом в $1 млрд. При подготовке к турниру организаторы столкнулись с множеством трудностей. Главными из них стали поиск основного телевизионного вещателя и привлечение спонсоров. Но большинство уже удалось решить.

$1 млрд от DAZN

Прошлой осенью президент ФИФА Джанни Инфантино забил тревогу – несмотря на все усилия, КЧМ не удавалось найти телевизионного партнера для освещения турнира. Джанни организовал экстренный брифинг с руководителями мировых телеканалов и нарвался на критику руководителей топовых европейских клубных лиг.

«Господин президент, у вас не получилось продать права на трансляцию этого турнира, также у вас нет необходимой спонсорской поддержки, которую вы заложили в бюджет. Если ФИФА использует собственные средства для оплаты КЧМ, то отнимет деньги у национальных ассоциаций. Откажитесь от клубного чемпионата мира! Он не нужен ни игрокам, ни клубам, ни ФИФА», – выступил с официальным обращением президент испанской Ла Лиги Хавьер Тебас.

Глобальной неудачей стали провальные переговоры ФИФА с руководством американского стримингового сервиса Apple TV+. Предполагалось, что новый турнир окажется настолько привлекательным, что вещатель выложит за контракт $4 млрд, сообщало весной 2024 г. издание The New York Times. Но переговорщики Инфантино переоценили свой продукт. Двумя годами ранее Apple заключила 10-летнее соглашение на $2,5 млрд с Высшей лигой футбола США (МЛС), и явно была не готова выкладывать почти в два раза больше за месячный турнир с туманными перспективами.

Стороны торговались почти два месяца, и после того, как представители потокового сервиса дали понять, что не выложат больше $1 млрд, ФИФА вышла из переговоров и объявила тендер среди других телекомпаний. Затея не привела ни к чему хорошему – не поступило ни одной заявки.

Ситуация выглядела критической, и напряжение спало лишь в декабре 2024 г., когда ФИФА пришлось довольствоваться той же суммой, от которой они отказались в прениях с Apple TV+. Соглашение стоимостью $1 млрд с федерацией заключил еще один стриминговый сервис DAZN. В попытке привлечь как можно больше зрителей вещатель покажет все 63 матча бесплатно, отмечает Sports Business Journal.

Сервис распродал сублицензии на трансляцию КЧМ во все ведущие страны. В Германии правообладателем стал кабельный канал Sat. 1, в Италии – телекорпорация Mediaset, в Великобритании – Channel 5, в США – TNT Sports, а в России – онлайн-кинотеатр Okko. По данным РБК, за возможность показа матчей в нашей стране и СНГ стриминговый сервис заплатил $7 млн. Ожидается, что Okko предоставит право на трансляцию ряда поединков одному из федеральных каналов.

Победитель турнира может заработать $150 млн

Момент с определением вещательного партнера стал ключевым для развития остальных важных направлений, связанных с поиском спонсоров, мест проведения (матчи пройдут в Нью-Джерси, Шарлотт, Лос‑Анджелесе, Нэшвилле, Атланте, Цинциннати, Майами, Орландо, Филадельфии, Сиэтле и Вашингтоне), продажи билетов и установления призовых для участников. 5 декабря 2024 г. в Майами состоялась жеребьевка КЧМ – команды были разбиты на восемь групп по четыре клуба. В матче открытия 15 июня «Аль-Ахли» сыграет с «Интер Майами» на стадионе «Хард Рок» в 3:00 по московскому времени. Финал примет «Метлайф Стэдиум» в Ист-Ратерфорде 13 июля.

Также Инфантино презентовал трофей турнира (имя президента дважды фигурирует на кубке), произведенный ювелирным мировым брендом Tiffany & Co. «Престижный и вечный, этот трофей воплощает инновации, инклюзивный дух и глобальный охват нового турнира из 32 команд. Покрытый 24-каратным золотом, он имеет лазерную гравировку надписей, которые отображают богатую историю футбола. Они включают карту мира и названия 211 ассоциаций-членов ФИФА, а также шести конфедераций. На центральном диске трофея изображен ряд символов, отражающих футбольные традиции. Гравировки выполнены на 13 языках и шрифтом Брайля», – охарактеризовал изделие президент Tiffany & Co Энтони Ледрю.

В начале 2025 г. кубок КЧМ отправился в мировое турне, за 140 дней побывав в 29 городах и 20 странах. «Мы предоставили возможность игрокам, тренерам и болельщикам со всего мира увидеть вживую самый желанный приз в мировом клубном футболе», – заявил Инфантино.

Главной мотивацией для клубов-участников являются существенные призовые, которые во многом обеспечила сделка с DAZN – $1 млрд. Общая сумма только за участие команд составит $575 млн (еще $475 млн – в зависимости от результатов), причем большую часть из этих денег получат европейские клубы. Это связано с тем, что Европа является наиболее привлекательным рынком для спонсоров и вещателя. Фиксированные выплаты зависят от популярности бренда клуба – к примеру, если «Реал» заработает за участие $37,5 млн, то «Атлетико» – $21,5 млн, подчеркивает Marca.

Победа на групповом этапе стоит $2 млн, ничья – $1 млн. Выход в 1/8 финала – $7 млн, четвертьфинал – $12 млн, полуфинал – $20 млн, финал – $28 млн, победа в решающей игре – $37 млн. Теоретически, в случае победы в КЧМ одной из английских команд, общая сумма ее призовых может перевалить за $150 млн.

Слабый спрос на билеты

ФИФА ожидает, что КЧМ принесет $2 млрд, что позволит организации увеличить общий прогнозируемый доход за заканчивающийся в 2026 г. четырехлетний цикл до $13 млрд, констатирует Sports Business Journal. Ожидается, что 75% дохода от КЧМ поступят от телеправ и маркетинг, а еще 25% – от прав на гостеприимство и продажу билетов. Между тем, ФИФА утверждает, что инвестирует в мероприятие $2 млрд собственных средств, включая $900 млн на операции и $1,1 млрд на дистрибуцию.

Еще полгода назад у КЧМ не было ни одного спонсора, что было связано не только с отсутствием вещательного партнера, но и юридической коллизией. Дело в том, что флагманские спонсоры ФИФА подписывают долгосрочные контракты (не менее чем на два четырехлетних цикла), и в них прописан пункт «все турниры ФИФА». А Инфантино настаивал, что КЧМ – это клубный турнир, который продается отдельным пакетом.

Со спонсорами спустя время все же удалось договориться. В число партнеров ФИФА по проведению КЧМ уже входят Adidas, Aramco, Coca-Cola, Hyundai-Kia, Lenovo, Qatar Airways, Visa, Bank of America и Hisense. Ориентировочная общая сумма дохода от спонсорских сделок составит $500 млн.

Несмотря на очевидные успехи во многих областях по продвижению КЧМ, пока что не удалось решить проблему слабого интереса со стороны зрителей. По данным издания The Athletic, попытки ФИФА заполнить стадионы терпят неудачу до такой степени, что организация снова снизила цены на билеты.

Самые дешевые билеты на матчи группового этапа с участием крупных европейских команд стоят $30 или меньше – к таким относятся поединки «Манчестер Сити» – «Аль Айн» в Атланте, «Интер» – «Урава Ред Даймонз» в Сиэтле, ПСЖ – «Ботафого» в Пасадене и «Челси» – «Эсперанса» в Филадельфии. А матч малознакомых американцам корейского «Ульсана» против южноафриканской «Мамелоди Сандаунз» доступен за $28.

Самые дешевые билеты в общей продаже на полуфиналы стоят около $300, что существенно ниже первоначальных целей ФИФА. Бюджетный билет на финал обойдется всего в $538 – несмотря на это, тысячи мест все еще остаются доступными. В организации надеются, что спрос будет расти по мере проведения турнира.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

Кадр дня

Спорт на выходные: развязка «Ролан Гаррос», финал Лиги Наций и красочный забег

Рогозин пригласил Илона Маска работать в России