Давненько я не видела на голове прекрасных дам украшений. Там все чаще встречаются пучки, гульки и конские хвостики. А были времена, когда каждая уважающая себя особа водружала на голову целые произведения искусства.
К примеру, в одно время были популярны эгреты - броши с перьями.
Но что это за украшения? Из чего их обычно делали? И почему они были такими востребованными? - На эти вопросы нам с вами и предстоит сегодня ответить. Но сначала разберемся с самим словечком - узнаем, откуда оно и что обозначает.
Происхождение слова
Я встречала два наименования подобного украшения - это эгрет и эгретка. Второй вариант очень похож на производное от «эгрет» уже в рамках русского языка. А вот само «эгрет» - это русская вариация французского слова «aigrette». В переводе означает «цапля», «белая цапля».
Вы спросите:
«Причем тут цапля?»
И в этот же момент я вас заставлю внимательно присмотреться к картинкам ниже и обратить внимание на перья:
Дело в том, что такие украшения частенько делали из перьев цапли. Отсюда и название. Так что птичка дала название вот такому причудливому аксессуару.
А теперь давайте узнаем, из чего еще делали эту вещицу и как ее носили.
Что такое эгрет
Как я уже сказала выше, эгретом называли ювелирное украшение, состоящее из двух элементов - броши (или некой нарядной фиксирующейся основы) и пера. Обычно аксессуар крепился к прическе, шляпе или иному головному убору. Кто-то носил его строго по центру, а кто-то прикалывал кокетливо сбоку.
Из чего делали аксессуар (в дело шли даже попугаи)
Сначала разберемся с перьями. Чтобы соблюсти наличие этой детали, использовали оперение цапли, павлина, лебедя, страуса. Встречаются даже вещицы с перьями попугая.
Кстати, в период популярности эгрета мы чуть было не потеряли некоторые виды птиц. В каких-то случаях вмешалось государство - так было в Британской империи, и исчезновение цапель удалось остановить. В каких-то случаях последствия новой моды были совсем печальными.
Так, согласно статистике, в Венесуэле в конце XIX века популяция белых цапель уменьшилась на 1,5 млн особей. А численность желтоклювой цапли даже после ухода тренда так и не удалось восстановить.
Но не перьями едиными, друзья! Умельцы явно предвидели подобный исход, и в рядах таких украшений появлялись те, центральным элементом которых было не пышное оперение, а цветы, драгоценные камни, ткань и кружева.
Теперь поговорим о второй важной доминанте аксессуара - об основе, куда вставлялись перья. Внешне она была похожа на брошь - могла состоять из одного крупного камня или множества мелких, представлявших собой целую композицию. В ход шло все, что было под рукой у ювелира и что укладывалось в бюджет определенной особы, - сапфиры, рубины, бриллианты, жемчуг, бирюза и т.д.
При создании композиций умельцы использовали цветочные и растительные мотивы, также эксплуатировалась тема небесных тел и светил (звезды, кометы, луна). Встречаются орнаменты с изображением животных и просто геометрические абстрактные формы. Иногда в композиции встраивали подвижные элементы, чтобы сделать их еще более изящными.
Но не будем забывать - любой эгрет каким-то образом крепился к волосам или головному убору. Но каким? В качестве фиксатора встречаются гребни и шпильки. Причем первые делались не только из металлов (к примеру, из золота), но даже из дерева и... из панциря черепахи.
Краткая история эгрета
Первая большая популярность к аксессуару приходит в XVIII веке. Именно тогда в Европе появился тренд на все восточное.
Причем тут Восток? Дело в том, что еще до появления перьев в эгретах знатных дам те можно было увидеть «во главе» тюрбана у восточных мужчин, занимавших высокие государственные и военные должности.
Возвращаясь к дамам, отмечу: популярность украшения можно отследить еще и по предметам живописи. В XVIII веке эгрет появляется на портретах мадам де Помпадур и Марии-Антуанетты.
А в Российской Империи в том же столетии тренд на ношение подобного украшения задает Анна Иоанновна (правила с 1730 по 1740 гг.). Правда, на каждом из портретов императрица предстает в короне. Зато дошли до нас изображения ее старшей сестры, Екатерины Иоанновны (миловидная, надо сказать, дама). На этих картинах мы можем посмотреть на парочку эгретов тех времен:
Поклонницей всяких украшений и красивых нарядов была и дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна (правила с 1741 по 1762 гг.).
Настоящая «минута славы» эгрета наступает во второй половине XIX века.
В моду входят причудливые конструкции, что призваны делать заднюю часть женского силуэта очень объемной и выпуклой - турнюры.
А мода, как и природа, часто требует баланса. Поэтому чем-то непременно нужно было сбалансировать женский силуэт, немного его вытянув. С этим отлично справился эгрет - за счет вертикально расположенного пера дама казалась чуть выше.
В начале XX века мода на всякие милые штуковины в России уходит - виной тому смена власти и установление новых порядков. На Западе тренд продолжал жить - в Европе и за океаном барышни все чаще одеваются в стиле арт-деко (перья, бахрома, мех, аксессуары теперь - незаменимая деталь образа).
Кроме того, именно тогда в Нью-Йорке записывается первая джазовая пластинка, и новый стиль приходится по вкусу модницам и модникам. А помахивания перьями на голове в такт джазовым мотивам - это не только звучит, но и выглядит достаточно эстетично.
Сегодня же эгрет можно встретить в музеях, в частных коллекциях, в театрах да в исторических фильмах. Красивая все-таки штука!
Напоследок
Как думаете, подобные аксессуары могут вернуться в моду? Может быть, у вас к такому повороту уже припасено парочку перьев и брошей? - Делитесь своим мнением, догадками и эгретами в комментариях, я буду ждать.
Буду очень благодарна вам за подписку и лайк этой публикации. Так вы сможете первыми узнавать о новых публикациях, а проект получит шанс на развитие. Также не забывайте делиться с друзьями материалом, если он показался вам по-настоящему интересным. Спасибо!
Ваша Корсеточкина. С уважением и любовью.
Рекомендую почитать: