Примерно 40% этой дороги пройдет через тоннели и мосты. Суммарная протяженность первых (27 объектов) превысит 100 км. Три крупнейших сооружения преодолеют отметку 12 км. А общий объем инвестиций составит $8 млрд. Для Киргизии, на территорию которой придется 300 из 500 км стальной магистрали, данный проект является крупнейшим в транспортной сфере со времен СССР.
Еще четыре года назад его реализация была под вопросом, о чем мы писали в одной из наших статей. Но в декабре 2024-го официально стартовали долгожданные работы, а в апреле 2025-го началась проходка первого 12-километрового тоннеля, о чем сообщила пресс-служба Кабинета министров КР.
Речь идет о железной дороге "Китай – Кыргызстан – Узбекистан", строительство которой стороны обсуждали на протяжении последних трех десятилетий. Меморандум о сотрудничестве Пекин, Бишкек и Ташкент подписали еще в 1997-м. Но с тех пор ряд вопросов, включая финансирование, трассировку, а также ширину колеи, оставался дискуссионным. Прийти к единому мнению никак не удавалось. Основные разногласия были между Киргизией и Узбекистаном.
Например, последний предлагал проложить линию от китайского Кашгара (Синьцзян-Уйгурский автономный район) до Андижана через Ош. Но соседей такой вариант не очень устраивал, так как линия проходила бы лишь по южным районам РК, а Бишкек рассчитывал на большее — за счет этой "железки" государство намеревается не только пополнять казну от транзита по своей территории, но и решить проблему транспортной связности, выйти, как выразился глава государства Садыр Жапаров, из дорожного тупика. Именно поэтому в КР неоднократно громко заявляли, что этот проект нужен им как воздух и вода. Правда, изначально предложенная Киргизией трассировка (через Нарынскую область) предполагала сооружение 150 тоннелей, что существенно осложняло проект как в техническом, так и финансовом плане.
В результате, стороны договорились о том, что железная дорога пройдет от Кашгара до Джалалабада через Торугарт, Арпу, Кош-Добо и Макмал (см. схему выше). Что касается колеи, то КНР настаивала на 1435 мм. Но Узбекистан и Кыргызстан убедили коллег из Поднебесной в необходимости сделать линию смешанной. Но смену колесных пар, согласно последним данным, будут производить все-таки в Макмале, а не Торугарте, как хотели бы в Киргизии. То есть 165 км (от китайской границы до Макмала) — европейская колея и лишь 145 км (от Макмала до Джалалабада) — русская.
Главным инициатором этого мегапроекта выступает Китай, хотя для двух других стран-участниц он, кажется, нужнее. Магистраль станет частью Среднего транспортного коридора, который соединяет между собой страны Азии и Европы, минуя территорию России. Новый маршрут, как подчеркивается, позволит Поднебесной сократить расстояние по железной дороге государств Ближнего Востока и Южной Европы. К тому же запуск линии упростит торговлю с Узбекистаном. Председатель КНР Си Цзиньпин назвал строительство магистрали стратегическим проектом и подчеркнул его важность для государства. К 2050 году объем грузоперевозок по маршруту прогнозируется на уровне 13,5 млн тонн.
Основные расходы возьмет на себя Китай — его доля в совместной компании составляет 51%. У Киргизии и Узбекистана — по 24,5% соответственно. При этом, китайские банки предоставят последним двум странам кредит в размере $2,35 млрд. Ранее сообщалось, что Бишкек может рассчитаться с Поднебесной месторождениями, к которым предоставит доступ на несколько лет. Но данная тема остается до сих пор дискуссионной — некоторые киргизские политики выступают против такого подхода. Так или иначе масштабная стройка началась, началась и проходка крупного тоннеля, который соединит Сузакский и Тогуз-Тороуский районы Джалал-Абадской области.
Когда именно завершат кампанию — неизвестно. По словам некоторых экспертов, если все будет идти свои чередом, то к началу следующего десятилетия магистраль будет готова. Киргизия тем временем своими силами через Кочкор тянет железную дорогу от ст. Балыкчы в сторону Кара-Кече (здесь находится большой угольный разрез). Эту ветку длиной 186 км рассчитывают сдать не позднее 2030 года, а после довести ее до Макмала, связав таким образом север страны с линией "Китай – Кыргызстан – Узбекистан". К слову, дорогу строят из рельс российского производства.
Непосредственно до Кочкора, где планируют возвести железнодорожный вокзал, стальную магистраль протянут к концу этого года (63 км). А дальше — крайне сложная в плане рельефа местность. Нужно будет построить несколько тоннелей и ряд других сложных инженерных сооружений.