Проектирование этой железной дороги началось еще в 1985 году, но ее строительство несколько раз откладывали. Наконец, в 2011-м в торжественной обстановке Владимиром Путиным (тогда премьер-министром РФ) был забит символический костыль. Но с тех пор удалось уложить лишь 1 км — то есть инициатива была реализована только на 0,25%.
В общей сложности по направлению Курагино – Кызыл – Элегест намеревались протянуть чуть более 400 км стальной магистрали: предстояло возвести 127 мостовых переходов, пробить восемь тоннелей и смонтировать 16 км водопропускных труб. Предполагалось, что по линии пропускной способностью 19 пар поездов в сутки ежегодно будут перевозить не менее 15 млн тонн грузов, преимущественно коксующийся уголь, ради которого, главным образом, и задумывалась эта «железка».
О последней мы уже писали. Подробнее с историей проекта можно ознакомиться в отдельной статье по ссылке ниже. В 2021 году, после очередных обсуждений этой инициативы и достижения определенных договоренностей заинтересованными сторонами, строительство вновь решили отложить. К данному вопросу пообещали вернуться не раньше 2026-го. Но три года назад на фоне поворота экономики страны на Восток тему вынужденно актуализировали раньше намеченных сроков. При этом, важно отметить, что еще с 2014-го заявлялось о намерении продлить линию в направлении Китая.
Правда, дальше разговоров дело по-прежнему не двинулось. Хотя перспективы у проекта довольно хорошие и шансы, что он хотя бы частично будет реализован к середине следующего десятилетия, все-таки есть. Говорил об этом в апреле 2025-го в ходе своего выступления на Заседании Совета по вопросам развития Сибири при Председателе Совфеда РФ и бывший глава Тувы, а ныне вице-спикер Государственной Думы Шолбан Кара-оол. В свое время он активно продвигал строительство этой железной дороги.
По его словам, именно сегодня настало то время, когда оттягивать воплощение этой давней задумки уже нельзя, так как большинство грузов в настоящий момент идет в восточном направлении, а действующей инфраструктуры явно не хватает. Он подчеркнул, что дорога «Курагино – Кызыл» по факту уже перезрела в своей актуальности. По его словам, сегодня КНР и Казахстан реализуют ряд совместных инициатив, благодаря чему Поднебесная сможет свободно транспортировать свои грузы на Запад, обходясь без Транссиба. По заявлению Кара-оола, если бы линию в Туве построили в свое время и, как планировали позднее, продлили бы ее в сторону Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, то, возможно, актуальность новых дорог между Казахстаном и Китаем для Пекина не стояла бы в данный момент так остро.
Вице-спикер Госдумы РФ подчеркнул, что сегодня нужно уметь расставлять приоритеты. И вопрос сооружения стальной магистрали «Курагино – Кызыл» должен решаться в соответствующем порядке. Он призвал не публиковать каких-то общих документов на данную тему, за которыми ничего не последует, а принимать конкретные решения и делать реальные шаги на пути реализации этого важного проекта.
Как отметил в комментарии нашему каналу генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов, изначально планировалось, что строительство новой линии в Туве позволит наращивать объемы добычи и, соответственно, экспортировать больше угля в Китай. Сегодня ископаемое топливо вывозят из региона по федеральной трассе Р-257 «Енисей», что значительно затрудняет логистику и не способствует развитию угледобывающей промышленности в республике. Прямая железная дорога, по его словам, могла бы решить эту проблему.
Однако, как замечает эксперт, в 2024 году КНР ввела пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля в размере 6% и 3% соответственно и сократила в целом закупки российского угля на фоне постепенного развития возобновляемых источников энергии. Тем не менее, по мнению Шевцова, это не делает строительство новой железной дороги невыгодным:
«Создание нового логистического маршрута из России через Монголию в Китай позволит развить районы, по территории которых будет проходить стальная магистарль, и укрепить экономические связи трех стран. Реализация таких проектов повышает транспортную доступность отдельных территорий, создает дополнительные рабочие места, увеличивает налоговые поступления и привлекает инвестиции и новый бизнес. Кроме того, линия «Кызыл – Курагино» с дальнейшим продолжением в КНР позволит России снизить все растущую нагрузку на Транссибирскую магистраль и БАМ, увеличивая при этом объемы грузоперевозок в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона».
В начале статьи мы упомянули, что к проектированию дороги приступили в середине 1980-х. Однако история этой инициативы насчитывает значительно больше лет, так как ее обсуждение началось гораздо раньше. В частности, еще осенью 1967-го на Заседании Верховного Совета СССР седьмого созыва (Третья сессия) строительство магистрали назвали жизненной необходимостью для республики, так как ее наличие позволит приступить к освоению ряда месторождений полезных ископаемых. Тогда представители Тувинской АССР просили Москву ускорить проведение изыскательских и проектных работ. Кажется, сегодня история повторяется. Но, возможно, именно в наше время, наконец, в ней будет поставлена точка.