Семья Овечкиных из Иркутска в восьмидесятых годах гремела по всему Союзу. Их ансамбль «Семь Симеонов», где играли братья, собирал полные залы. Мать, Нинель, носила гордое звание «Мать-героиня». Но в 1988 году они влипли по самые уши: захватили самолёт, чтобы сбежать из СССР. Пятеро погибли, двое попали за решётку. Что толкнуло их на такой шаг? Давайте разберёмся.
Жизнь в Иркутске: большая семья и тяжёлый быт
Нинель Овечкина растила одиннадцать детей: семь сыновей — Василий, Дмитрий, Олег, Александр, Игорь, Михаил, Сергей — и четыре дочери — Людмила, Ольга, Татьяна, Ульяна. Была ещё дочка Лариса, но она умерла младенцем. Жили на Детской улице, в доме с огородом, держали скот. Быт, как рваный платок, забирал всё время. В школе номер 66 дети учились, но в кружках и делах не участвовали — хозяйство не отпускало. Друзей близких не заводили, держались особняком.
Нинель в детстве хлебнула горя. В пять лет потеряла мать — пьяный сторож убил её за кражу картошки. Отец воевал, потом женился заново, но с мачехой Нинель не ужилась, росла в детдоме. В восемнадцать вышла за шофёра Дмитрия Овечкина, родила двенадцать детей. Муж пил, буянил, хватался за ружьё. Дети падали на пол, чтоб пулю не поймать. В 1982 году у Дмитрия парализовало ногу, а в мае 1984-го сыновья, Василий и Дмитрий, его избили. Через несколько дней он умер. Следствие решило: самооборона, обвинений не предъявили. Нинель, хоть и строгая, детей берегла, голос на них не поднимала. Работала продавщицей в винном магазине, потом торговала на рынке. В 1985 году, когда началась антиалкогольная кампания, тайком продавала водку.
«Семь Симеонов»: музыка и слава
Музыка в семью пришла через пионерские кружки. Василий стал барабанщиком, Дмитрий — горнистом, Олег взялся за саксофон. Нинель записала их в Иркутское музыкальное училище на отделение духовых инструментов. Позже туда пошли Александр, Игорь, Михаил, Сергей. В 1983 году, с помощью педагога Владимира Романенко, создали ансамбль «Семь Симеонов» — назвали по русской сказке. Василий стучал по барабанам, Дмитрий трубил, Олег играл на саксофоне, Александр — на контрабасе, Игорь — на фортепиано, Михаил — на тромбоне, Сергей — на банджо. Идея ансамбля была за Василием, и дело пошло.
В апреле 1984 года они впервые выступили в Гнесинском училище. Побеждали на конкурсах, о них писали газеты, снимали фильмы. Ансамбль числился при городских парках «Досуг». Но Романенко и завуч Крюков считали, что только Игорь и Михаил по-настоящему талантливы, а старшие братья играли слабо. В 1985 году с педагогами поругались, разошлись. Без их поддержки ансамбль сдал. Концертов стало меньше, гонорары пропали. Овечкины думали: их любили за то, что в ансамбле дети, а те уже выросли.
В 1986 году семья получила две квартиры на Синюшиной горе, жили не бедно. Василий, Дмитрий, Игорь поступили в Гнесинку по стипендии, но в 1987 году бросили учёбу, вернулись в Иркутск. Учиться не хотели, считали занятия пустыми. Ансамбль угасал, но слава ещё держалась.
Гастроли в Японию и планы на побег
В ноябре 1987 года «Семь Симеонов» поехали на гастроли в Канадзаву, в Японию. Там им предложили контракт, и семья задумала сбежать из СССР. На суде говорили, что не добрались до посольства США, не хотели бросать мать и сестёр. Но Вениамин Рогалёв, бывший сотрудник КГБ, в 2020 году рассказал: Овечкины до посольства дошли, просили убежище, но получили отказ. Вернувшись, начали продавать вещи, даже японские сувениры. На деньги купили оружие, обрезы, патроны, смастерили бомбы. В феврале 1988 года решили угнать самолёт. Кто подал идею — неясно, но Нинель её поддержала, взяла всё в свои руки.
Людмила, старшая дочь, жила отдельно, была замужем, в планы не вошла. Семья готовилась тайно, сделала пробный полёт до Москвы, чтобы понять, как пронести оружие. Хотели захватить рейс 5 марта, но Ольга противилась, ушла из дома. Билеты переиграли на 8 марта. Нинель держала всё под контролем, как мать, что за всех решает.
Захват самолёта: трагедия 8 марта
8 марта 1988 года Нинель с десятью детьми вылетела из Иркутска на самолёте Ту-154, рейсом Иркутск — Курган — Ленинград. Сказали, что едут на гастроли. Досмотр был слабый, в футлярах для инструментов спрятали два обреза, сто патронов, самодельные бомбы. Планировали захватить самолёт на обратном рейсе, но в Кургане решили действовать. Василий, Олег, Дмитрий, Александр, Игорь взялись за дело. Ольга была против, но подчинилась семье.
Угон не удался. Самолёт сел на военном аэродроме, начался штурм. Погибли девять человек: Нинель, Василий, Дмитрий, Олег, Александр покончили с собой, бортпроводница Тамара Жаркая и трое пассажиров были убиты. Девятнадцать человек ранены, включая двоих Овечкиных и двух милиционеров. Игорь и Ольга выжили, их арестовали. Татьяна, Михаил, Сергей, Ульяна попали в больницу. Детям не сразу сказали о смерти матери и братьев, боялись за их психику.
Суд и судьбы выживших
Следствие тянулось семь месяцев, набралось восемнадцать томов. Судили Ольгу и Игоря — они были старше четырнадцати, подлежали ответственности. Ольга, беременная, давала показания сидя. Говорила, что была против угона, хотела отказаться из-за романа с парнем с Кавказа, но братья, помня армейскую «дедовщину», давили. Игорь сначала винил педагога Романенко, потом признался, что оговорил. Сказал, идея угона была Олега. Он утверждал, что Нинель узнала о плане в самолёте, но следствие считало, что она руководила.
23 сентября 1988 года Ольга получила шесть лет, Игорь — восемь. Оба отсидели четыре с половиной года, вышли досрочно. Ольга родила дочь Ларису в тюрьме, назвала в честь умершей сестры. Игорь вёл оркестры в колониях. Людмила суда избежала, ничего не знала о плане. Татьяна, Ульяна, Михаил, Сергей попали в интернаты, но Людмила их забрала. Она же воспитывала Ларису и сына Ольги, Василия. Дом и квартиры семье оставили, но в 2010-х дом снесли, квартиры разменяли.
Игорь после тюрьмы пил, в 1999 году умер в СИЗО за наркотики, возможно, убит сокамерником. Ольга умерла в 2004 году от побоев сожителя. Сергей, с пулей в бедре, не смог учиться музыке, умер в 2009 году при неясных обстоятельствах. Ульяна, став инвалидом, умерла до 2020 года от воспаления лёгких. Михаил, джазмен, после инсульта живёт в хосписе в Барселоне. Татьяна и Людмила остались в Черемхово.
Почему семья пошла на такое? Мечта о лучшей жизни, отчаяние, давление? Пишите в комментариях, любопытно ваше мнение!
Вам могут понравиться следующие статьи: