Композиция «Желтые хризантемы» относится к раннему периоду творчества Алексея Зеля. В дневнике художника отмечена точная дата завершения произведения – 22 января 1985 года. В то время в коллекции русского умельца уже были одни стеклянные хризантемы – белые. Отчего же мастер, имея в запасе множество идей и эскизов на другие темы, вновь возвратился к пройденному?
Однажды, во время интервью, Алексея Зеля спросили откуда такая любовь к хризантемам и не являются ли они его любимыми цветами? Тот сначала даже растерялся: «Да нет… я бы не сказал, что я безумно люблю цветы… Я люблю природу и цветы также, как и все живое». И пояснил, что его желание сделать хризантемы из стекла имело совсем другие корни.
В 80-е годы Москву буквально захлестнула мода на японское: кассетные магнитофоны, электронные часы, куртки «Аляски»… Обсуждали фильмы Акиры Куросавы, занимались карате, делали икебаны, вешали в своих домах календари с девушками в национальной одежде…
В продаже появились художественные альбомы с гравюрами японских мастеров. Алексей Зеля живо интересовался подобными изданиями, стоили они недешево, приходилось даже откладывать деньги на их покупку (ни японского магнитофона, ни куртки, ни даже электронных наручных часов у него не имелось). Особенно он полюбил графику Кацусику Хокусая и Утагава Хиросигэ.
Кстати, и намного после, после перестройки и нулевых, думаю, до конца своей жизни Алексей Зеля не утратил своего глубокого уважения к искусству Японии. Покупал (уже в свободной продаже) книги японских художников и иллюстраторов, альбомы фотографов-натуралистов. Говорил, что в их работах чувствуется какая-то особая тонкость восприятия красоты нашего мира.
Как-то в биографии Хокусая я прочла, что по его глубокому убеждению, «художником» он получил право называться только после 70 лет, а весь прошлый творческий опыт – лишь подготовительный этап. «Уровень перфекционизма - Бог!» – прокомментировала тогда я.
Мой отец тоже был исключительным перфекционистом. Он мог месяцами переделывать свои произведения, в которых мы (простые смертные) не находили никакого изъяна. «Лучшее – враг хорошего!», - говорил он. Только трактовал он эту поговорку по-своему. В его понимании «хорошее» являлось плохим негодным результатом, он останавливался только тогда, когда достигал «лучшего».
В своем стекле Алексей Зеля старался передать собственную «тонкость восприятия» окружающего мира. Как и мастера из Страны восходящего солнца он стремился к максимальной выразительности при видимой простоте и лаконичности формы. «Самое красивое в моих работах – это чистейший прозрачный кварц. И моя задача как можно меньше его испортить», - его довольно часто повторяемая шутка, в которой присутствует немалая доля правды.
Надеюсь теперь, после столь длинного предисловия, вам станут понятнее «Желтые хризантемы» Алексея Зеля. Они совсем другие, не такие, как белые!
«Белые хризантемы» - вещь декоративная, приглядитесь, их листья образуют своеобразную вазу. По сути это стеклянный букет, который можно поставить на стол - цветы будут гармонично смотреться со всех сторон и станут прекрасным украшением интерьера.
«Желтые хризантемы» задуманы как природная композиция. Правда, однажды на выставке посетительница указала Алексею – «Я вижу в них принципы икебаны! Классическая асимметрия: одна ветка смотрит вверх, одна параллельно земле, остальные под углом к основанию». Ну что тут скажешь? Художник уж точно не собирался снова делать икебану (мои постоянные читатели знают почему), но раз уж получилось так, по «канону», не имел ничего против и спорить не стал.
На самом деле подобное построение модели наилучшим образом подходит для стеклянного изделия. В своих работах наш умелец всегда придерживался главного принципа – при осмотре объекта с расстояния стекло не должно накладываться на стекло. Когда это происходит картинка смазывается, фигура не «читается», теряет четкие очертания, в местах пересечения появляется размытость.
Чтобы избежать этого, мастер так расположил стебли стеклянного растения, чтобы они находились в одной плоскости, но на разной высоте. После он использовал схожую схему в своих более поздних произведениях, таких как: «Розовый куст с птенцами», «Лилии», «Розы после дождя».
Фокусный элемент композиции - полосатый шмель, присевший на один из бутонов. С первого взгляда он притягивает наше внимание, именно с него автор приглашает начать знакомство с произведением.
Этим шмелем Алексей Зеля подчеркивает - это не настольный букет, а уголок цветущего сада. Здесь все, как в живой природе. Сначала нас увлекает бабочка, пчела или другое насекомое и мы осторожно приближаемся, чтобы рассмотреть их поближе, а затем переключаем внимание на цветок, выбранный для сбора нектара и растения вокруг.
К сожалению, «Желтым хризантемам» не повезло как остальным в целости и сохранности дожить до наших дней. Иначе, вы бы смогли познакомиться с ними в «Музее стекла Алексея Зеля», где им самое место, наряду с лучшими шедеврами мастера.
Непоправимый урон стеклянному изделию нанесли в известном московском выставочном зале. Мягко сказать – вследствие небрежного отношения одного из кураторов. Папа починил частично разбитую работу, но повреждения оказались серьезнее, чем выглядели на первый взгляд. В подставке образовалась микротрещина, которая проявила себя лишь годами позже, во время перевозки выставки в другой город на автобусе.
Подобный серьезный видимый дефект невозможно было исправить, да и подвергать произведение дальнейшему риску отец не хотел, поэтому принял решение снять хризантемы с экспозиции. С тех пор они стали «невыездными», любоваться ими теперь можем только мы – семья и узкий круг наших друзей.
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных стеклянных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: