Перед вами вторая часть статьи о непростом 1985-м году в жизни и творчестве художника-кварцедува Алексея Зеля (если не читали начало, ссылка внизу). Без лишних предисловий переходим к обзору. Итак, что же за 12 месяцев «натворил» наш русский умелец.
«Желтые хризантемы», январь 1985 г.
В январе Алексей Зеля закончил свои «Желтые хризантемы». Напомню, что дата фиксировалась художником в момент завершения произведения. Над каждым изделием мастер трудился по несколько месяцев, в отдельных случаях творческий процесс растягивался на годы.
Обычно, «в работе» у Алексея Зеля находилось сразу несколько вещей параллельно – для собственной коллекции и на правительственные заказы. Иногда что-то откладывалось из-за поиска технологического решения, к чему-то просто не лежала душа (пошло не так/пропало вдохновение), тогда кварцедув переключался на следующее. Идей всегда было с избытком, а времени на воплощение всех задумок не хватало.
Обзор «Желтых хризантем» - ближайшая тема моего блога, очень скоро вы узнаете все подробности. Упомяну лишь, что в данном случае вдохновение художник черпал в живописных гравюрах японских мастеров.
«Подснежники», февраль 1985 г
Нежная весенняя работа. Если правильно подсветить «Подснежники» направленным светом, белая кварцевая глыба становится полупрозрачной, как тающий снег на солнце. Фото не передает всей красоты, это надо видеть своими глазами.
Глыбу эту, как и пенёк для своего «Горностая», Алексей Зеля раздобыл на свалке кварцевого стекла Гусь-Хрустального завода им. Дзержинского. Немного подточил ее, подработал, придал устойчивости – получилась устойчивая база для стеклянной композиции.
Чтобы подчеркнуть нежность и прозрачную хрупкость весенних цветов, художник отказался от идеи сделать цветки подснежников из белого кварца. Для его замысла идеально подошел прозрачный, чуть матированный вариант лепестков.
«Бабье лето», апр. 1985 г
В первую очередь отмечу, что корзинка эта не первая. Подобные мастер уже делал по правительственным заказам. Правда у тех наполнение было чуть попроще – цветы, колоски, плюс бабочка или стрекоза на ручке.
Изюминкой данного изваяния является тончайшая паутинка. Я уже рассказывала эту историю, для новичков повторюсь.
Весной Алексей Зеля получил задание – срочно выполнить подарок к Дню Рождения первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина. Задание внеплановое, сделать парусник за короткий срок у нашего умельца не было никакой возможности.
Из запасов стояла только незавершенная стеклянная корзина для завода, помимо нее, готовыми имелись отдельные элементы к будущему «Гимну травам». Кварцедув как раз трудился над тончайшей паутинкой для нового творения.
Пришлось срочно собирать подарок Гришину из того, что «под рукой». Предъявленный вариант начальству понравился, сказали «отлично, годится!». А вот когда за сувениром приехали «ребята в серых костюмах», то пришли в ужас.
В пауке, сидящем в центре паутины, они увидели намек, будто по замыслу автора паук - это и есть сам Гришин, сидящий в центре и дергающий за ниточки.
Они не знали моего отца, а он такого и помыслить не мог! Его вообще политика не интересовала, гораздо больше энтомология – жучки и паучки ему казались невероятно красивыми созданиями природы. Он-то считал, что паучок придает его творению еще большую декоративность!
Подарок требовался немедленно, Алексею Зеля ничего не оставалось, как взять ручные кусачки и аккуратно по местам припаивания вырезать эту паутину. Без нее работа сразу обеднела, нарушилась композиция - в месте, где находилась сеть с пауком, образовалась дыра.
Как перфекционист во всем, мой отец переживал, что его творение «ушло в народ» в таком неприглядном виде, поэтому решил воссоздать изделие в правильном варианте. Делал неспешно, с тщательной проработкой всех составных элементов. Новая корзина получилась, конечно, лучше и богаче в деталях. Вырезанная кусачками «гришинская» паутина заняла в ней положенное место, добавился еще один паучок, в стеклянных злаках поселились кузнечики.
«Гимн травам», май 1985
Как менялось название «Гимна травам», я писала в прошлый раз. В целом у этого прекрасного произведения непростая судьба и двойная дата рождения: 1985/1991 г.
Крупная композиция сразу вошла в выставочную коллекцию Алексея Зеля и, как одна из «ключевых» работ, показывалась на всех первых персональных выставках художника. Однако ей не повезло – во время подготовки экспозиции в Ливадийском дворце ее зацепили проводами для освещения, опрокинули на пол и разбили вдребезги.
Все осколки поместились в обувной коробке, в которой и вернулись в Москву. Взять из них было особо нечего, так что в 1991 году папа воссоздал свое изделие практически с нуля.
Восстановленный вариант «Гимна травам» получился еще больше и грандиознее, из-за чего перевозить его стало намного сложнее. Пару-тройку раз он появлялся на публике (в основном на московских выставках), затем окончательно закрепился в нашей домашней коллекции.
«Большеухие африканские лисы», июль 1985 г
Папа очень любил животных, но своими глазами видел не всех, например, не встречал фенеков – большеухих африканских лисиц. Я же вообще впервые узнала об их существовании благодаря этой милой композиции. С живыми зверьками мы познакомились гораздо позже, через много лет, в Каирском зоопарке.
Отмечу, что при всей своей любви к животным Алексей Зеля сделал не так уж много композиций именно со зверями – это «Лиса и виноград», «Горностай» и «Большеухие африканские лисы». С птицами: «Страусы Нанду» и «Пингвины. Антарктида». Условно к списку можно добавить серию веселых драконов.
Мама как-то сказала: «Он столько зверей переделал на МЭЛЗе, целый зоопарк, наверное, ему было неинтересно повторяться». Отчасти это верно, но там еще, как недавно сказал наш Президент «есть нюансы». Чисто технологические моменты. Поделюсь в свое время, когда буду рассказывать про «лисичек» подробнее.
Многие посетители наших выставок видели эту композицию. У нее нет отдельного персонального защитного куба, ей нужна витрина. Когда музей витрины для экспозиции не предоставляет, «Лисички» отправляются в «запасник».
«Зимний букет», июль 1985 г
Еще один наглядный пример к словам автора: «Летом делаю зиму, зимой – лето». И это не прихоть мастера, просто от идеи до окончания произведения долгий путь. Задуманное зимой, приобретает свои окончательные формы к лету и наоборот.
Данное изящное изваяние видели немногие. Причина – слишком большие размеры, неудобные для перевозки. Кто побывал в нашем музее в Калуге и помнит дворец «Золотой петушок», сравнение для вас: по габаритам изделия схожи, «Зимний букет» даже немного выше.
Серия сосудов «Времена года», сент-дек 1985 г
Историю о том, почему Алексей Зеля приступил к созданию стеклянных сосудов я рассказывала в прошлый раз, возвращаться к ней больше не хочется. Полагаю, в ней кроется причина того, что папа не очень любил эту серию. Хотя, скорее всего, сам бы в этом не признался.
Изначально все они находились в составе одной выставки. Затем, когда она разделилась на две (очень сложно за раз перевезти всю экспозицию целиком), папа их поделил – «Весна» и «Осень» попали в ту часть, которая сейчас в Калуге, а «Зима» и «Лето» во вторую.
После, когда вторая передвижная выставка добралась до Егорьевска, художник передал оба сосуда в собственность Историко-художественного музея.
Мне жаль, что наша коллекция лишилась «Лета», но таково папино решение. По моему мнению, серия смотрится интереснее, когда все произведения стоят рядом в одном зале. Ведь в каждом сосуде свой замысел, у каждого своя оригинальная форма.
А вот за «зимний» я очень рада. Потому, что он пристроен в государственный музей. Позже наш мастер сделал еще три подобных по форме, но не по содержанию, композиции. Это «Длиннохвостые синицы» (в двух вариантах) и «Гаечки на лиственнице».
На этом я завершаю свой ежегодный обзор. Об отдельных работах из этого списка мы еще поговорим более подробно, ведь многое осталось недосказанным. А вы, друзья, напишите мне, какие из произведений Алексея Зеля, датированные 1985 годом, вам нравятся больше всего?
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!
=====================
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СТАТЬИ: