Премьер-министр Михаил Мишустин одобрил стратегию развития образования в России до 2036 года, но сразу же подчеркнул необходимость доработок. Документ содержит амбициозные цели — снижение нагрузки на педагогов, развитие прикладных программ в вузах, улучшение образования в регионах.
Однако ключевой для учительского сообщества вопрос остался без ответа: когда и насколько повысятся зарплаты?
От обещаний к реальности
Мишустин поручил Минпросвещения и Минобрнауки до 20 августа 2025 года представить дорожную карту по развитию педагогической науки. Кроме того, до 25 августа профильные министерства должны внести предложения по повышению зарплат педагогов. Это звучит обнадеживающе, но в документе по-прежнему нет чёткого финансового плана. Без него все разговоры о «повышении престижа профессии» остаются благими намерениями.
Учителя давно жалуются на бумажную нагрузку. По данным ОНФ, педагоги заполняют до 49 форм отчётности в год, тратя на это более 300 часов. Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург говорит: «С одной стороны, убирают отчёты, с другой — придумывают новые формы контроля. Бумажной работы меньше не становится». Реальных механизмов сокращения этой нагрузки стратегия пока не предлагает.
И стоит сказать: количество отчётов в школе действительно сократилось, но их всё ещё слишком много. Вспомните ВПР — Всероссийские проверочные работы. После каждой из них завучи по-прежнему просят очередной, никому не нужный, отчёт.
Зарплаты: статистика против реальности
Средняя зарплата учителей в России, по заявлению министра Кравцова, превышает 51 тысячу рублей. Однако в региональных школах, по данным Профсоюза работников образования, педагоги часто получают 25–30 тысяч рублей при нагрузке в 1,5–2 ставки.
Например, в Москве оплата экзаменационного часа на ЕГЭ может превышать 1000 рублей, в Марий Эл — не более 50 рублей. Такие контрасты лишь усиливают ощущение несправедливости.
Как отмечают экономисты, «средняя зарплата» — лукавый показатель: в нее включены доходы директоров и завучей. Сравнение с «средней температурой по больнице» в данном случае более чем уместно.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов ещё в 2021 году заявил: «Мы не затащим в школы лучших выпускников, пока учителя будут получать копейки».
Нобелевский лауреат Джеймс Хекман подчеркивает: «Инвестиции в людей — главное условие эффективности образовательных реформ». Пока же в России на образование тратится всего 3,6% ВВП — ниже среднемирового уровня.
Многие учителя страдают от выгорания. По данным МГУ, 60% педагогов со стажем более 10 лет имеют признаки профдеформации. Особенно тяжело сельским учителям — доехать до врача, купить технику, получить жильё — всё это сложнее, чем в городах. Но эти вопросы в стратегии лишь упоминаются вскользь.
Правовая защита: что это значит на практике?
До 10 сентября Минпросвещения совместно с Рособрнадзором, Советом Федерации и Госдумой должно разработать меры по защите педагогов. Председатель Комитета по образованию Ольга Казакова признаёт: «Педагог должен быть защищён не только от побоев, но и от травли, давления, нападок в соцсетях». Однако что конкретно будет сделано — неясно.
А пока все наслаждаются в сети сценами избиений учителей в российских школах.
Вот только три примера, которые произошли за последний месяц.
Люберцы (Московская область), апрель 2025 года
13-летний ученик во время урока ударил учительницу молотком по голове, когда она стояла спиной к классу. После нападения он сбежал, но был задержан полицией. Учительница была госпитализирована с травмами.
Волжский (Волгоградская область), апрель 2025 года
Пятиклассник напал на учительницу, выкручивая ей руки, чтобы отобрать изъятый во время урока мобильный телефон. После инцидента он также повредил телефоны, ударяя один об другой.
Сусуман (Магаданская область), май 2025 года
После замечания за телефон перепалка переросла в драку, и педагог обратился в полицию. Сейчас ситуацию проверяют прокуратура и полиция. Этот случай вновь поднимает вопрос о правовой защите учителей — не только от побоев, но и от давления в школе и соцсетях.
И ведь такое происходит каждую неделю в школах в разных регионах страны.
Пока стратегия до 2036 года не содержит конкретного ответа на главный вопрос: когда учителя начнут зарабатывать достойно? Без этого остальные инициативы обречены на провал.
Как говорил Антон Макаренко: «Ученик перестаёт верить учителю не тогда, когда уходит из школы, а когда учитель сам перестаёт верить в то, что делает». Педагоги ждут конкретики, а не очередной волны громких фраз.
Пишите в комментариях, какие меры, по вашему мнению, действительно улучшат условия труда учителей? И что должно измениться в первую очередь?