Найти в Дзене

Гоголь в Петербурге: депрессия, сквозняки и тени за дверью

В 1828 году в Санкт-Петербург приезжает двадцатилетний Николай Васильевич Гоголь — ещё не признанный писатель, а скромный юноша с литературными амбициями и томиком в рваном кармане. Северная столица встречает его, как и многих других провинциалов, ледяным ветром, хмурым небом и равнодушием булыжников под ногами. Впоследствии город с его зыбкой реальностью, непроницаемыми дворами-колодцами и затаённой мистикой станет неотъемлемой частью творчества Гоголя — ведь именно отсюда выросли Петербургские повести, многим открывшие темную и загадочную сторону жизни в XIX веке.

Первым пристанищем Гоголя в Петербурге стала крошечная, мрачная квартира в доме купца Галыбина. Сняли её на паях с однокурсником Александром Данилевским. Обстановка — скудная, стены сыреют, полы скрипят. Сам Гоголь впоследствии признается, что жил «словно в склепе», а постоянная слякоть и туман доводили его до отчаяния. Петербургская сырость буквально въедалась в кости и мысли, отражаясь в первых письмах писателя — полных уныния, тревог и сомнений в будущем.

Весной 1829 года, спасаясь от гнетущей атмосферы, Гоголь перебирается в более просторную квартиру на Казанской улице, в дом, построенный в 1813 году известным в городе каретным мастером Иоганном Иохимой. Часть дома сдавалась внаём, и именно здесь, на четвёртом этаже, будущий автор Шинели нашёл своё новое убежище. Этот дом позже войдёт в историю как Гоголевский, а вокруг него сложится целый ореол загадок и мистических слухов.

Сведения о странных явлениях в доме Иохимы начали всплывать уже в 1880-х годах. Именно тогда в журнале «Русская старина» появился очерк Осипа Пржецлавского, писателя и мемуариста, некогда жившего в том же доме. Его воспоминания были тревожными:

«Вдруг раздается сильный стук во входную дверь, и кто-то шевелит ручкою от замка, как бы усиливаясь отворить эту дверь, запертую ключом…»

По ночам Пржецлавский слышал, как кто-то пытался войти в его квартиру. Когда он подходил к двери со свечой в руке — за ней никого не было. Его собака, Бекас, вела себя странно: пряталась под одеяло и отказывалась идти к двери. Повторялось это не один раз, и дом постепенно обрастал дурной репутацией.

После выхода мемуаров Пржецлавского в литературной среде заговорили о том, что в доме на Казанской поселился призрак. Легенда утверждает, что дух принадлежал либо прежнему жильцу, умершему при загадочных обстоятельствах, либо самому Иохиме, который будто бы завещал «не пускать лишних» в своё жилище. Кто-то даже утверждал, что слышал шаги на лестнице, когда дом давно уже спал, а кто-то — будто бы видел бледную тень, проходящую мимо окон на чердаке.

Петербургские городские легенды охотно подхватили историю, и дом стал одним из негласных “мест силы” для любителей мистики.

Разумеется, нельзя утверждать, что именно эти слухи вдохновили Гоголя на создание таких произведений, как Вий, Нос или Портрет, но атмосфера — определённо. Петербург с его сквозняками, сыростью, безликими чиновниками и глухими ночами без сна стал для Гоголя городом на грани яви и сна, материального и потустороннего. Он писал не просто о городе — он писал сам Петербург, как живое, тревожное существо.

Сегодня Гоголевский дом на Казанской улице — памятник архитектуры и литературной истории. Но и поныне среди экскурсоводов и старожилов ходит молва: будто бы в полночь, если долго всматриваться в окно четвёртого этажа, можно заметить мерцание свечи — тусклый отсвет пера, водящего по бумаге чью-то неугомонную руку.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Если Вы хотите отблагодарить автора: dzen.ru/petersburgtours?donate=true

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: