В Санкт-Петербурге множество локаций, которые напоминают о жизни и творчестве великих русских писателей-классиков. Здесь можно создать интересные маршруты, исследуя литературную карту северной столицы. Например, стоит посетить места, связанные с Ф. М. Достоевским, заглянуть в музей-квартиру А. С. Пушкина и прогуляться по улицам, где когда-то бродили герои любимых произведений. Одним из интересных мест Петербурга, относящихся к литературной жизни XIX века, является дом 36 на Литейном проспекте.
В августе 1857 года в этом доме поселился Николай Алексеевич Некрасов. На протяжении многих лет в его квартире располагалась редакция двух передовых и известных журналов: «Современника» и «Отечественных записок». У Некрасова бывали все выдающиеся деятели российской литературы второй половины XIX века: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский и другие.
Этот великолепный музей-квартира позволяет окунуться в атмосферу быта писателя. В многочисленных комнатах представлены подлинные интерьеры. Сотрудники музея бережно хранят обстановку, стараясь максимально сохранить её первоначальный вид. В некоторых помещениях даже остались оригинальные обои того времени.
Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова был открыт в 1946 году. В выставочных залах можно увидеть портреты поэта, а также портреты и фотографии его известных современников. Особенно ценно собрание личных вещей, черновики рукописей и чистовые автографы стихотворений и поэм, которые дополнены иллюстрациями, сделанными известными русскими художниками при жизни Н. А. Некрасова.
Здание, в котором позднее жил Некрасов, было построено в 1781–1782 годах для председателя петербургской палаты гражданского и уголовного суда П. В. Неклюдова, который впоследствии стал обер-прокурором Сената. Примечательно, что Неклюдов дружил с Г. Р. Державиным, и в 1782 году поэт некоторое время жил в этом доме.
В 1859 году дом был расширен и надстроен по проекту архитекторов А. В. Петцольда и А. А. Докушевского. С 1840 года владельцем дома был А. С. Норов — академик, путешественник, который в 1853 году стал министром народного просвещения.
Этот дом с давних пор называют «домом четырёх Николаев»: здесь в разное время жили поэт Николай Некрасов, хирург Николай Пирогов, тенор Николай Фигнер и критик Николай Добролюбов (он занимал дворцовый флигель). А в конце XIX века в доме поселился изобретатель П. Н. Яблочков — именно здесь загорелась первая электрическая лампочка. На другой стороне улицы собирались люди, чтобы посмотреть на это чудо света.
Некрасов, как и Пушкин, жил в квартире на втором этаже. Планировка квартир была одинаковой: две анфилады комнат, идущие параллельно (у Пушкина было 11 комнат, у Некрасова — 10). В соседней квартире жил друг Некрасова и соредактор журнала «Современник» И.И. Панаев с женой. Они специально поселились рядом, чтобы удобнее было работать над журналом.
Рядом с передней находилась камердинерская, где дежурила прислуга Некрасова. Обслуживающий персонал должен был являться к хозяину по звонку и встречать посетителей. В камердинерской слуги ожидали гостей.
В гардеробной, как и в камердинерской, находились слуги гостей, ожидавшие своих хозяев. К Некрасову приходило много друзей, они подолгу засиживались и иногда задерживались допоздна. У Николая Алексеевича было несколько камердинеров. Некрасов хорошо относился к слугам, а те отвечали ему преданностью и заботой.
В музее можно увидеть предметы домашнего обихода: бокалы из жёлтого стекла, кофейную мельницу, столовые приборы с монограммой Некрасова, щипцы для сахара и медный самовар.
Раз в месяц в столовой проводились обеды, а иногда и собрания литераторов. Эти мероприятия были посвящены выходу очередного номера журнала «Современник», прошедшего через цензуру. Иногда Некрасов приглашал на обед критиков или государственных чиновников, чтобы они помогли ему избежать цензурных ограничений.
Некрасов снимал квартиру на Литейном вместе с семьёй Панаевых. Они вели общее хозяйство.В договоре аренды было указано, что квартира состояла из восьми комнат с двумя передними, которые выходили на парадную лестницу.
Кухня во флигеле была разделена на две комнаты, в раковинах была проведена вода. В квартире было две ванны — мраморная и железная, а также три ватерклозета: один на кухне и два в комнатах. Кроме того, имелись каретный сарай, конюшня на четыре стойла, чердак для сушки белья, прачечная и ледник. Еду для жильцов готовили повар и кухарка, а подавал её камердинер.
Некрасов арендовал квартиру для Н.А. Добролюбова в дворовом флигеле дома и приказал сделать отдельный вход в стене, чтобы Добролюбову было комфортно добираться до редакции, где он работал.
В 1985 году были восстановлены комнаты, в которых жил Иван Иванович Панаев, соредактор Некрасова и его близкий друг, публицист и писатель.
В кабинете можно увидеть портреты Ивана Панаева, его работы, опубликованные в журнале «Современник», а также портреты его жены Авдотьи Панаевой, которая была мемуаристкой и писательницей. Кроме того, здесь представлены портреты известных женщин — сотрудниц журналов Николая Некрасова и активисток движения за женскую эмансипацию. Их литературные произведения публиковались в журналах «Отечественные записки» и «Современник», а также выходили отдельными изданиями.
Иван Иванович Панаев жил и работал в этой квартире с 1857 по 1862 год. После смерти Панаева его комнаты присоединили к комнатам Некрасова.
Авдотья Яковлевна Панаева была другом, музой и гражданской женой Николая Алексеевича Некрасова на протяжении 16 лет. Она организовывала и проводила в своей квартире литературные обеды, была душой круга литераторов, объединённых «Современником», и участвовала в редакционной работе журнала, публикуясь под псевдонимом Н. Станицкий. Её повести и рассказы из русского быта вызывали большой интерес у читателей.
Союз Авдотьи Панаевой с Некрасовым и Панаевым продлился 15 лет. Дети от Панаева и Некрасова умерли в раннем возрасте. Из-за отсутствия общих детей в семье часто возникали конфликты. В 1862 году умер Иван Панаев, после чего союз распался. В 1860 году Авдотья вышла замуж за Аполлона Головачёва, секретаря «Современника», который был младше её на 11 лет. В этом браке у неё родилась дочь.
В 1870 году в квартиру въезжает Зиночка, или Зинаида Николаевна. Ей было 23 года, а Некрасову уже исполнилось 48 лет. Настоящее имя девушки — Фекла Анисимовна. Они обвенчались за несколько месяцев до смерти Некрасова.
В спальне Некрасова висит портрет поэта, который Павел Михайлович Третьяков заказал у художника Ивана Николаевича Крамского. Из-за болезни поэта художник мог писать только по 10–15 минут в день. Однако портрет был закончен ещё при жизни Некрасова.
В 1875 году поэт заболел. Профессор Николай Склифосовский, врач Медико-хирургической академии, провёл осмотр, обнаружил опухоль размером с яблоко и назначил лечение.
Поэта мучил рак кишечника, причинявший ему сильные боли. Но, несмотря на это, Николай Алексеевич продолжал работать над сборником «Последние песни». В 1877 году Некрасов обратился к хирургу Е. И. Богдановскому. Сестра поэта попросила известного профессора Теодора Бильрота приехать в Петербург и сделать операцию, на что получила согласие. К сожалению, операция не помогла.
Николай Алексеевич скончался 8 января 1878 года по новому стилю. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
В кабинете Некрасова есть мебель и личные вещи поэта. На рабочем столе лежат изданные при жизни Некрасова сборники стихов, а в шкафах находится библиотека поэта. За этим письменным столом Некрасов работал и писал прозу, а стихи сочинял только во время прогулок по кабинету, после чего садился за стол, чтобы их записать.
В кабинете можно увидеть карты. Для Николая Алексеевича игра в карты была не только развлечением, но и хорошим источником дохода. Английский клуб объединял состоятельных людей, которые стремились приятно провести время, поэтому проигрыш не был для них трагедией. Некрасов быстро понял, что простые принципы подготовки к игре приносили отличные результаты. Он всегда приезжал в клуб выспавшимся, бодрым и трезвым. Его выигрыш составлял сотни тысяч.
В приёмной находилась редакция журнала «Современник». Зал украшали чучело медведя и чучела птиц. Ещё одним увлечением Некрасова была охота. У литератора была большая коллекция оружия английского, бельгийского и французского производства, которое он выписывал из-за границы или просил друзей привезти для него желаемый экземпляр. В каждой комнате у Некрасова стоял шкаф для оружия.
Особенно многолюдно здесь было по понедельникам — это был приёмный день редакции. Некрасов разговаривал с каждым посетителем. В зале стояли удобные красные диваны-канапе, деревянные стулья и стол под зелёным сукном — всё располагало к дружеской беседе.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: