Найти в Дзене
Финансовый гений

Продажи строительной техники в России тоже сильно обвалились с начала 2025 года

Я уже писал о больших обвалах продаж автомобилей, сельхозтехники, автобусов-троллейбусов. Теперь стало известно, что та же самая участь постигла и строительную технику. По тем же причинам, плюс своим, специфическим. И даже названия ключевых производителей похожи. Если продажи сельхозтехники обвалились у Ростсельмаша, который теперь оказался в очень затруднительном положении (массово увольняет сотрудников и отправляет в досрочные отпуска), то от продаж стройтехники пострадал весь Росспецмаш, являющийся более крупным и масштабным объединением производителей транспортного машиностроения. И, вы удивитесь, но его ключевым совладелельцем является уже известный нам по Ростсельмашу Константин Бабкин. Потому что эти предприятия связаны, но об этом далее. В первом квартале 2025 года продажи строительной техники в России рухнули более чем на треть - на 36,6% (как температура - этот показатель означал бы норму, а как отрицательная динамика продаж - совсем наоборот). Речь даже идет не только о стро

Я уже писал о больших обвалах продаж автомобилей, сельхозтехники, автобусов-троллейбусов. Теперь стало известно, что та же самая участь постигла и строительную технику. По тем же причинам, плюс своим, специфическим.

И даже названия ключевых производителей похожи. Если продажи сельхозтехники обвалились у Ростсельмаша, который теперь оказался в очень затруднительном положении (массово увольняет сотрудников и отправляет в досрочные отпуска), то от продаж стройтехники пострадал весь Росспецмаш, являющийся более крупным и масштабным объединением производителей транспортного машиностроения. И, вы удивитесь, но его ключевым совладелельцем является уже известный нам по Ростсельмашу Константин Бабкин. Потому что эти предприятия связаны, но об этом далее.

В первом квартале 2025 года продажи строительной техники в России рухнули более чем на треть - на 36,6% (как температура - этот показатель означал бы норму, а как отрицательная динамика продаж - совсем наоборот).

-2

Речь даже идет не только о строительной, а о дорожно-строительной технике (ДСТ) - так называется этот сегмент машиностроения.

По ожиданиям аналитиков рынка - это тоже не предел: во втором квартале они ждут падения продаж еще на 20-30%, а к концу года - еще сильнее.

Росспецмаш объединяет в себе около 80% производителей спецтехники в России, всего около 200 заводов. Общее число сотрудников измеряется десятками тысяч. Помимо дорожно-строительной, они производят также ту же сельскохозяйственную технику, технику для перевозки пищевых продуктов, прицепы, комплектующие ко всему этому и другую продукцию.

Ростсельмаш является одним из составляющих Росспецмаша, то есть, входит в это объединение.

Так вот, за 1 квартал 2025 года выручка всего объединения Росспецмаш (почти 200 заводов) составила 11,94 млрд рублей, это на 37% меньше, чем годом ранее, а конкретно в марте падение составило уже 42% (с каждым месяцем оно нарастает). И это несмотря на сильную инфляцию рубля за это время. То есть, в реальном выражении (в штуках) продажи рухнули еще сильнее.

Приводятся данные в разрезе продукции: отгрузки автокранов в первом квартале в штуках упали на 47%, кранов-трубоукладчиков — на 80%, телескопических погрузчиков — на 95%, фронтальных погрузчиков — на 33%, автогрейдеров — на 54%, гусеничных бульдозеров — на 26%, экскаваторов-погрузчиков — на 25%, катков — на 77%. Рост отгрузок наблюдается в сегменте экскаваторов — на 39%, кранов-манипуляторов — на 7% и мини-погрузчиков — на 1%.

При этом, что интересно, выросли продажи китайской спецтехники, конкурирующей с продукцией Росспецмаша. Самыми популярными брендами в сегменте новой ДСТ в первом квартале стали китайские XCMG, Sany и Lonking, а интерес к спецтехнике марки Rippa вырос более чем в 4 раза год к году, - свидетельствуют данные "Авито Спецтехника". Получается, утильсбор отрицательно поддержал российских производителей, но зато усилил финансовую нагрузку на дорожные, строительные и сельскохозяйственные компании?

Эксперты рынка считают, что свою роль здесь сыграло укрепление рубля - импорт в таких условиях становится еще выгоднее, чем своя продукция.

В самом "Росспецмаше" заявляют, что причинами падения продаж стала общая негативная ситуация в экономике, высокая ключевая ставка, невозможность конкурировать с китайской продукцией, которая все равно выгоднее.

В частности, речь идет о сильном падении темпов строительства и проведения дорожно-строительных работ в стране, таким образом, спрос на технику для этих нужд упал по естественным причинам. Кроме того, на стоках лизинговых компаний находятся огромные объемы невостребованной китайской техники (многие компании, предприниматели добровольно или принудительно, когда не могут оплачивать лизинговые платежи, сдают ее туда). И бизнес предпочитает брать более дешевое и более качественное китайское. Даже подержанное.

Опрошенные СМИ аналитики из числа представителей компаний-производителей, строительной отрасли и лизинговых компаний дают пессимистичные прогнозы, ожидая дальнейшего падения продаж (и лизинга) спецтехники, по итогам года ждут падения от 30 до 50% в среднем.

И все то же, что происходит в Ростсельмаше (я это уже не раз описывал),

теперь будет распространяться и на другие заводы, то самое "реальное отечественное производство", которое так жаждут развивать многие в комментариях. Вот, смотрите, как оно "развивается" на деле.

Недавно описал ситуацию в машиностроении глазами одного из крупнейших производителей энергетического, силового и насосного оборудования - примерно все то же самое: большой обвал продаж, кризис, полная неопределенность:

Видимо, вот так выглядит "мягкая посадка" после перегрева (в понимании финансовых чиновников).

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.

Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.