Найти в Дзене
Финансовый гений

Владелец Ростсельмаша рассказал о кризисе в отрасли, провале импортозамещения и неконкурентности производства в России

В последнее время я много писал о том, что в России невыгодно развивать производство, и оно не будет развиваться, из-за созданной здесь экономической системы, бизнес-климата (в это понятие входит все: от политических рисков до системы налогообложения).

В такие статьи ко мне всегда приходит большое количество агрессивных критиков, которые начинают доказывать, какой автор дурак и ничего не понимает. Например, тут:

Так вот, специально публикую фрагменты интервью реального крупного российского производителя, который говорит на 90% все то же самое, что и я. И если мои слова для многих ничего не значат (что, в общем-то нормально), то вот вам слова того, кто много лет в производственном бизнесе. Он знает о производстве в России гораздо больше нас всех, вместе взятых. Не в теории, а на практике. Так что, будет очень много букв, но наберитесь терпения и дочитайте до конца - там все очень интересно и важно.

Совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин дал большое интервью, в котором подробно описал все то, что происходит в российской экономике на примере собственного предприятия.

Ростсельмаш - это крупнейший производителей сельскохозяйственной и строительной техники в стране. В т.ч. крупной (трактора, комбайны и т.д.). Предприятие функционирует практически 100 лет (с 1929 года!), имеет целый ряд заводов, на которых выпускается порядка 150 наименований продукции собственных разработок. Штат сотрудников - более 15 тысяч. Награждено орденом почета действующим президентом.

То есть, это то самое "отечественное производство", которое должно всеми силами развиваться и поддерживаться, как считают многие. Предприятие, полностью подходящее под это определение.

И вот, как выглядит ситуация на этом предприятии, так сказать, из первых уст - от неспосредственного совладельца компании. Г-н Бабкин владеет третью контрольного пакета акций "Ростсельмаша" (29,66%), двумя другими в равных долях владеют другие собственники. И вообще, он человек известный, вхож в правительственные круги, не раз общался и лично с президентом. Вы можете найти это интервью и прочесть полностью, оно очень большое, я выбрал самые интересные моменты.

-2

Сразу ключевые тезисы интервью (выделенные в преамбуле):

  • Россия не справилась с импортозамещением;
  • Обещанного роста производства внутри страны нет;
  • Импорт с Запада заменили на импорт из Китая;
  • Комплектующие выгоднее привозить из Индии в Ростов, чем покупать у отечественного производителя;
  • Наступивший год — это «период выживания»;
  • Стране нужны фундаментальные перемены в экономике, иначе полный крах.
-3

Теперь подробнее.

Г-н Бабкин начинает интервью с результатов деятельности компании за 2024 год. Они оказались худшими за последние 10 лет. Например, «Ростсельмаш» продал за год 3906 комбайнов — это худший результат последнего десятилетия. "...за этим следует и плохой финансовый результат, и плохой оборот, и отсюда следует сокращение инвестиций в развитие. То есть и в единицах, и в деньгах всё плохо.", - констатирует бизнесмен. И поясняет причины такого спада:

Мы видим спад. У крестьян есть спад в настроениях, в деньгах. Кроме засухи и заморозков еще есть экспортные пошлины на зерно и на другие виды продовольствия, которые сбивают цены и снижают рентабельность. Есть высокие кредитные ставки, которые тоже снижают конкурентоспособность. Вообще перестали сейчас выдавать льготные кредиты и Сбербанк, и Россельхозбанк. Это всё сказывается на покупательской способности крестьян. Поэтому год был сложный. И наступивший год не сулит серьезных улучшений. Наверное, будет еще более сложный.
Процентов семьдесят всех продаж осуществлялись через льготные кредиты. Есть программа Минсельхоза по льготным кредитам, есть Росагролизинг — он по сниженным ставкам продает технику. В ушедшем году [кредитная] ставка была сильно поднята [Центробанком], по ранее выданным кредитам государству пришлось выплачивать больше денег, поэтому бюджета на новые льготные кредиты не осталось. И льготные кредиты не выдаются.

Долгое время (а точнее - с 2013 года) сельскохозяйственная отрасль развивалась только за счет программы господдержки "1432" - отмечает Бабкин. Это программа государственного субсидирования аграрных предприятий на приобретение сельхозтехники.

Но в последние годы ее очень сильно урезали (у государства теперь другие приоритеты), поэтому отрасль стремительно деградирует. "Я не знаю, почему правительство теперь так экономит", - удивляется Бабкин, но полагаю, что догадывается, просто не озвучивает:

Когда не было этой программы, у нас шла деградация отрасли и постепенное сокращение производства. В нулевых годах несколько заводов закрылось: Красноярский комбайновый, Волгоградский тракторный, Владимирский тракторный. Отрасль постепенно сокращалась, теряла долю рынка, теряла сотрудников. Потом в 2013 году появилась эта программа. У нас начался период развития. В несколько раз увеличилось производство сельхозтехники в России. Но в прошлом году правительство решило экономить. Программа была профинансирована наполовину, и то в таком непредсказуемом режиме. Часть денег [пришла] в конце года, элемент лотереи такой был внедрен в работу программы. Почему так правительство экономит, я не знаю. <…> Программа «1432» позволяет жить и развиваться. Если бы она работала нормально, наша отрасль бы развивалась.
...Вот для меня загадка, почему эта программа не финансируется в полном объеме, почему она непредсказуемо финансируется.

Он также считает, что подобные программы следовало бы внедрять и для поддержки других отраслей, например, автомобилестроения и т.д. И рассказывает на примере своей отрасли, как эта программа привела не только к росту сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей (вроде его компании), но и к сильному росту налогов в бюджет как следствие.

С пиковых значений финансовой помощи сельхозкомпаниям, выделяемым по программе "1432", господдержка в 2023 году упала в 8 раз, а в 2024 - еще сильнее. Со средних значений - падение в 5-6 раз, и это в рублях, без учета того, что они обесценились вдвое-втрое за эти годы.

-4

Бабкин дал и свои оценки экономической политике России, отметив, что она меняется на противоположную, что ненормально, и что наилучшее состояние и развитие экономики, хоть и со своими недочетами, было, когда все импортировалось с Запада и экспортировалось на Запад. А сейчас строится экономика "прошлой эпохи" (прошлого века), потому что началось противостояние с Западом, и все вернулось на уровень "строительства коммунизма":

Сегодня у нас экономическая политика построена по законам прошлой эпохи. Соответствует требованиям прошлой эпохи. Когда-то мы строили коммунизм, у нас одни законы экономики действовали. Потом в 90-е годы от желания построить коммунизм отказались, стали встраиваться в капитализм, в мировую экономику. Открыли свой рынок, начали вступать в ВТО, деньги начали хранить на Западе. Ну и вообще идеология сводилась к тому, что мы должны поставлять то, что у нас хорошо получается, на внешний рынок, а покупать, что получается лучше делать у других.
Это всё привело к тому, что мы стали поставщиком сырья: нефть, газ, круглый лес, металлы, руда необработанная. А всё остальное нам стали привозить. Мы пересели на иностранные автомобили, на иностранные самолеты, переоделись в иностранную одежду, колбаску иностранную стали кушать. В принципе, на ура прошел поход: он позволил избавиться от дефицита, прилавки наполнились. Но при этом пришлось пожертвовать многими отраслями — теми же автомобилями, авиастроением. Сегодня у нас другая эпоха: мы не хотим встраиваться в Запад. У нас с Западом идет противостояние.

Он также отметил, что налоговая система в России выстроена так, что все, что нужно для производства (энергия, металл, кредиты и пр.) получается дороже, чем на Западе, чем в Китае и в Ближнем зарубежье. Несмотря на изобилие природных ресурсов. Что на корню убивает конкурентоспособность российского производства. Причина этого - в "отсталости" экономической политики.

Так построена налоговая система, что электричество в России, металл, налоги на 30% выше и дороже, чем в других странах, чем на Западе, чем в Китае. Кредитные ставки у нас во много раз выше. Отсталость экономической политики подрывает конкурентоспособность нашего сельского хозяйства и нашей всей промышленности.
Мы всеми видами сырья обеспечены в изобилии, и нет причин, почему металл у нас стоит на 30% дороже, чем на мировом рынке, чем в Канаде, чем в Китае, чем в Турции. В других странах металлы на 25−30% дешевле, чем в России. У этого нет объективной причины, кроме такой выстроенной экономической политики. И выстроенной в интересах экспортеров грубо переработанных металлов, то есть бюро РСПП. То же самое можно сказать про электричество, про энергию.
У нас развитая атомная промышленность, много нефти, газа, все условия объективные для того, чтобы у нас электричество стоило дешевле, чем где бы то ни было в мире. Но этого мы не видим.

Бабкин отмечает, что в России создана экономическая система, которая делает выгодным только экспорт сырья, а не развитие производства. Это главная причина того, почему оно не развивается. И объясняет, чем она отличается от других стран, где производство развито, а также, какие в России на самом деле огромные налоги:

У нас современная налоговая система выросла из 90-х годов. [Она] заточена на то, чтобы было выгодно из России экспортировать сырье. То есть экспортерам сырья возвращается НДС в первую очередь. Они не платят пошлины. Это разительно отличается от систем в других странах. Например, в Китае НДС при экспорте сырьевикам не возвращается. НДС возвращают экспортерам готовой продукции, а тем, кто вывозит нефть, газ, древесину, руду, НДС китайцы не возвращают. Тем самым экспорт становится на 20% менее выгодным для китайцев.
А у нас — пожалуйста: экспортируют и продавай за границы сырьишко. Это всё ведет к тому, что стимулируется вывоз необработанного сырья, и сырье, тот же самый металл и электричество, энергоносители стоят у нас дороже, чем на мировом рынке и чем должны стоить. Вот это первый момент. Второй момент: надо вернуть так называемую инвестльготу.
Предприятия, которые вкладываются в развитие, закупают станки, строят цеха, с этих затрат не должны платить налоги на прибыль, какие-то отчисления, вообще любые. Такая льгота действует и в Китае, и в Америке, она действовала и в России в конце 90-х при правительстве [под председательством Евгения] Примакова. Тем самым правительства других стран и правительство Примакова стимулируют не потребление, не вывоз денег с предприятий, а как раз инвестиции в развитие.
Еще момент. Считается, что в России низкие налоги на зарплату. Про 13% все знают. На самом деле на «Ростсельмаше», да вообще за сотрудников любые предприятия платят 53% зарплаты [в бюджет]. То есть, например, предприятия расходуют на работника 100 рублей в месяц, из них 53% отчисляют [в пользу] государства, работник получает 47 рублей. В Китае налог на сотрудника, который получает менее 60 тысяч в месяц — ноль. Дальше идет постепенное повышение. В Канаде для сотрудника, который получает менее 120 тысяч рублей в месяц [в перерасчете на российские деньги] — тоже нулевой налог. Дальше идет плавное повышение. А у нас с сотрудников предприятий государство берет невообразимые деньги.
Кстати, курьеры, так называемые самозанятые, платят не 53%, а 6%. У нас налоговая система забирает гораздо больше денег у тех, кто трудится на производственных предприятиях. Те, кто в сфере услуг, платят меньше налогов, чем те самые трудяги, инженеры, те, кто занимается [производственным] трудом.

По словам Бабкина, введение санкций сразу привело к удорожанию импортных комплектующих, далее рост цен продолжился из-за усложнения логистики и расчетов - так он объясняет рост цен на продукцию "Ростсельмаша". Сразу же производимая техника подорожала на 15%, далее рост цен продолжился.

Сейчас предприятие производит комбайн из 70% отечественных и 30% импортных компонентов. Причем в отечественных тоже если импортные составляющие (например, он говорит о двигателях, 50% которых отечественные). Также констатирует, что отечественные запчасти обходятся на 30-40% дороже, чем азиатские (из-за всего вышеперечисленного).

Отечественные запчасти предприятие покупало, когда работала программа "1432", и оно получало госсубсидии на это дело - тогда цена получалась примерно вровень с азиатской, а без субсидирования это вообще стало невыгодно:

Если программа «1432» не работает, то выгоднее в Индии купить. А если программа всё-таки будет работать, то примерно одинаково получится. Потому что в программу «1432» вшито, что предприятие, которое [господдержку] получает, должно производить в России набор ключевых компонентов. И чтобы претендовать на эту субсидию, мы должны делать коробки передач. Но если эта программа не существует, то и смысла инвестировать в производство коробок передач нет, он теряется.

Бабкин отмечает, что не произошло никакого импортозамещения в гражданских отраслях: один импорт заменили на другой, и все. И так везде, а не только у него в компании:

Импорт один заменили на другой, да. После волны санкций 2022 года у нас не произошло роста реальной промышленности. Может быть, в оборонке что-то произошло, но в гражданских отраслях вообще нет. Поэтому — да. Раньше, корейцы, немцы и американцы поставляли автомобили. Сейчас — китайцы. Это наглядно. Это везде так происходит. Одно заменяем на другое.

Бабкин также описывает историю с приобретением в 2008 году завода в Канаде, где ему было выгоднее производить тракторы, чем в России. По этому поводу даже президент лично спрашивал у него, почему производство там, а не тут, на что он составил подробный ответ с описанием сравнительных условий, из которых было видно, что выгоднее - в Канаде.

...это было самое эффективное вложение, и действительно так оказалось. Мы за пару лет в два с половиной раза увеличили производство в Канаде, увеличили, соответственно, продажи тракторов здесь.

Видите как: самое эффективное вложение для российского производителя - это покупка завода в Канаде!

А сейчас - выгоднее производить в Китае, по его словам.

Ну и в заключение отмечу, что главной проблемой для сельхозотрасли Бабкин считает перекрытие ей экспорта. Все страны захватывают мировые рынки продовольствия, а Россия - теряет из-за огромных экспортных пошлин - отмечает он:

У аграриев две, я бы сказал, ключевые проблемы: государство не старается расширять им рынок сбыта, а сужает его экспортными пошлинами. Сбивает цену, сужает рынок, из кошельков изымают сотни миллиардов рублей у крестьян. Вторая вещь — это запредельная ключевая ставка, которая так же лезет в карман и не позволяет инвестировать. Дальше — дороговизна топлива.
Объективных условий для того, чтобы наши крестьяне бедствовали, вообще нет. Население мира растет, продовольствия нужно всё больше. И продовольствие на мировом рынке — и зерна, и мяса, и всего, что у нас растет и производится — закупают в огромных количествах. Но не у нас, а у американских фермеров, у бразильских, аргентинских, французских. Они поставляют на международные рынки. А мы тут не стремимся за эти международные рынки бороться, а наоборот чиним препятствия этими пошлинами, трудностями при экспорте.

Вот такая ситуация в экономике, в конкретной отрасли и на конкретном предприятии. Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.

Поблагодарить и замотивировать автора писать больше можно через донат - Дзен ввел функцию поддержки авторов на фоне снижения доходов от монетизации каналов. Кнопка доната справа под статьей или в шапке канала в вебверсии или по ссылке.