Есть мнение, что в Якутии и в более широком смысле в Сибири, ранее климат был мягче. Иначе как объяснить образование залежей угля, невозможных был пышной растительности, и обнаружение далеко на севере костей и промёрзших туш мамонтов? Чем слоны могли бы питаться в тундре?.. Это навевающее тоску мнение, – ну сколько ж можно-то?
О том, чем именно питались мамонты, – как минимум, мамонты, обитавшие 40-50 тысяч лет назад на севере Сибири, – известно давно, хорошо, и из безукоризненно надёжного источника. Некоторым образом, от самих мамонтов. Истина была установлена путём вскрытия. Все же помнят, что в желудке и даже в пасти замороженных экземпляров обнаруживалась некая «свежая растительность»?.. И вопрос тут не в какой степени свежая, – не очень, прямо скажем. Пожёванная, как у жвачных принято, немножко переваренная, затем после гибели животного в результате утопления мумифицировавшаяся несколько тысячелетий вместе с тушей в болоте, затем только замороженная…
Речь в неправильно понимаемых публикациях велась лишь о том, что зелень была свежей в момент, когда мамонт её съел, – то есть, он летом умер. Тем не менее, остатки позволили установить, что именно это была за растительность. Мамонт питался теми самыми кустарниками и карликовыми деревьями, что и сейчас растут вблизи места его гибели.
То есть, мамонты жили в лесотундре, и вопрос, «как им хватало пищи» не стоит. Известно же, что хватало, – и наверняка с избытком, – раз уже мамонты до исторического времени продержались на острове Врангеля – в арктической пустыне. Естественно, в тундре слонов водилось меньше на единицу площади, чем в саванне и даже в тундростепи... Но не суть.
Суть же в выводе действительно интересном. Не углубляясь в тьму прошедших геологических эпох, когда платформу современной Якутии заносило на экватор, – тогда-то залежи угля и образовались, – в этой суровой стране, именно, было холодно всегда. В последние 100, а скорее и все 300 тысяч лет, климат Якутии был очень суров. В том числе, – вот тут стоит удивиться, – очень холодно в Якутии было даже в период, когда в других местах было несравненно холоднее, чем сейчас на на Оймяконе.
То есть, когда Европу и Северную Америку полностью покрыл многокилометровой толщины ледяной панцирь, – а это недавно, между 110 и 15 тысячами лет назад было, – в Якутии просто был очень суровый климат. Холодный и сухой. Как сейчас. Там ничего не изменилось.
Падение уровня моря при оледенении привело к образованию сухопутного моста между Азией и Америкой. И это означало, что путь холодной воде в Тихий океан перекрыт. И там к северу поворачивали тёплые течения о экватора. Море на южном побережье Берингии не замерзало.