Дорогие дрдрузья! В 80-ю годовщину Великой Победы, наши сердца переполняет благодарность к поколению, которое ценой невероятных жертв отстояло свободу мира. Эта победа — не просто страница истории, а живая память, запечатлённая в книгах, песнях и, конечно, в картинах. Художники, пережившие войну или вдохновлённые подвигами предков, создали произведения, которые стали мостом между прошлым и будущим. В них — боль утрат, сила духа и свет надежды.
Великая Отечественная война стала испытанием для всего советского народа, и живопись превратилась в оружие борьбы за правду. Картины тех лет — не просто изображения, а крик души, документы эпохи.
Константин Юон в картине «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» запечатлел момент, когда Москва, окружённая врагом, демонстрировала несгибаемую волю. Солдаты, уходившие с парада прямо на фронт, знали: отступать некуда, боевой дух народа не сломлен, а Москва никогда не будет отдана врагам.
Не менее символична картина Александра Дейнеки «Оборона Севастополя». Динамичные линии, напряжённые лица моряков, всполохи огня — всё передаёт ярость боя. Дейнека не изображает смерть, он воспевает сопротивление. Его герои — словно античные титаны, защищающие родную землю.
Война ворвалась в жизнь каждого, и художники не могли молчать о её ужасах. Аркадий Пластов в полотне «Фашист пролетел» показывает, как война калечит даже то, что должно быть свято — детство. Мальчик-пастух, убитый пулей с самолёта, одинокий пёс, воющий на фоне осеннего пейзажа... Здесь нет батальных сцен, но есть горе, которое сложнее забыть, чем грохот снарядов.
Картина "Фронтовая дорога" – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс... (Русский музей).
Блокада Ленинграда — тема, которая отзывается болью в работе Дмитрия Бучкина «Остался один. Блокадная квартира». Пустая комната, разобранный пол для топки печки, окно, заклеенное крест-накрест. Художник, переживший блокаду, знает: тишина иногда кричит громче взрывов.
Среди образов войны есть место не только скорби, но и свету. Александр Лактионов в «Письме с фронта» изображает момент, когда весточка от солдата становится праздником для семьи. Лучи солнца, падающие в распахнутую дверь, детали быта — всё дышит надеждой.
Произведение, написанное незадолго до окончания Великой Отечественной войны, во всей полноте иллюстрирует слова Аркадия Пластова о миссии художника:
«Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется, искусство радости. Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда, миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины, – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма» (ГРМ).
Победа в искусстве — это не только салюты, но и осмысление цены, которую заплатил народ. Михаил Хмелько в монументальном полотне «Триумф победившей Родины» изображает кульминацию Парада Победы 1945 года: поверженные штандарты фашистских дивизий летят к подножию Мавзолея. На трибуне — Сталин и полководцы, но главный герой здесь — народ, выстоявший вопреки всему.
Людмила Щербинина в работе «Прости. Не уберегся» и Юрий Бондаренко в «1945 год. Семья» показывают, как война врезалась в судьбы людей.
В других сюжетах художники показывают, что есть место жизни: солдат возвращается домой, дети смеются, а весеннее небо напоминает — мир возможен.
Картина «Влюбленные» примыкает к созданной позднее серии полотен «Опаленные огнем войны». В ней окончательно сформировался мужской тип, с тех пор преобладающий у Коржева, ставший отличительной приметой его письма. Немолодой человек в гимнастерке, с короткой стрижкой, суровым и умным взглядом, всем обликом он воплощает надежную силу — тип рабочего и солдата, который несгибаем, который умрет скорее, чем обманет или предаст.
У Коржева свои истоки: человеческие драмы его современников, прошедших войну, предельно достоверный, надрывающий сердце жизненный опыт бывших фронтовиков, многим из которых, подобно герою картины, выпала на долю горькая радость попытаться начать жить заново…
Каждая из этих картин — памятник. Не из камня, а из красок и эмоций. Они напоминают: война — это не только даты на календаре, но и миллионы историй, которые нельзя забыть. Сегодня, глядя на полотна Коржева, Пластова, Дейнеки, мы видим не просто картины художников — мы слышим голоса тех, кто подарил нам май 1945-го.
На этой военной фотографии мой дед - Ильин Иван Иванович, 1897 г.р., батальонный комиссар, минометный батальон 705 стрелкового полка, 121 стрелковой дивизии. В гражданскую войну воевал на тачанке в знаменитой дивизии Чапаева.
Погиб 24.07.1942 в боях при защите города Воронежа, похоронен в братской могиле N16. Посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Наша семья хранит память о нём!
Дорогие друзья! Пусть в этот день память о подвиге предков объединит нас. Желаю вам мира, здоровья и света — того, за что сражались герои Великой Отечественной. С праздником!
«Пока сердца стучатся — помните!» (Р. Рождественский).
Автор канала «Русская и мировая живопись»