Найти в Дзене
Маркин у руля

– Мое имя Виктор Андреевич, – произнес он, осторожно опуская на стол ручку с бумагами. – У меня пропала машина. – ГАЗ-13Б "Чайка", кабриолет

Мне не нравится, когда дверь в моем кабинете открывается без стука. Двадцать лет службы в автоинспекции выработали привычку к порядку. Но сегодня день начался именно так – со скрипа двери и четких шагов. – Сергей Михайлович? – незнакомец замер на пороге. Я оторвался от бумаг и вгляделся в посетителя. Поношенное, но добротное пальто. Аккуратная стрижка. Прямая осанка и цепкий взгляд, выдают человека, привыкшего командовать. – Присаживайтесь, – ответил я, сидя на потертом кресле. – Чем обязан? – Мое имя Виктор Андреевич, – произнес он, осторожно опуская на стол ручку с бумагами. – У меня пропала машина. – «Чайка». ГАЗ-13Б, кабриолет. В его голосе прозвучало нечто такое, что отличало его от обычного автовладельца. Так говорят о потерянном друге, а не о груде металла на колесах. – Редкий «зверь», – я сделал первую пометку в блокноте. – Таких, если не ошибаюсь, сохранилось меньше двух десятков. – Восемнадцать, – улыбнулся Виктор Андреевич. – Теперь, видимо, осталось семнадцать. Он говорил о
Оглавление

Мне не нравится, когда дверь в моем кабинете открывается без стука. Двадцать лет службы в автоинспекции выработали привычку к порядку. Но сегодня день начался именно так – со скрипа двери и четких шагов.

– Сергей Михайлович? – незнакомец замер на пороге.

Я оторвался от бумаг и вгляделся в посетителя. Поношенное, но добротное пальто. Аккуратная стрижка. Прямая осанка и цепкий взгляд, выдают человека, привыкшего командовать.

– Присаживайтесь, – ответил я, сидя на потертом кресле. – Чем обязан?

– Мое имя Виктор Андреевич, – произнес он, осторожно опуская на стол ручку с бумагами. – У меня пропала машина. – «Чайка». ГАЗ-13Б, кабриолет.

В его голосе прозвучало нечто такое, что отличало его от обычного автовладельца. Так говорят о потерянном друге, а не о груде металла на колесах.

– Редкий «зверь», – я сделал первую пометку в блокноте. – Таких, если не ошибаюсь, сохранилось меньше двух десятков.

– Восемнадцать, – улыбнулся Виктор Андреевич. – Теперь, видимо, осталось семнадцать.

Он говорил об автомобиле, как о сослуживце, и я невольно проник от его слов.

– Когда, и как обнаружили пропажу?

– Три дня назад. Храню ее в загородном доме, в отдельном гараже. Сигнализация не сработала... – промедлил он. – Знаете, Сергей Михайлович, эта «Чайка» – не просто коллекционная машина. В ней история. Моя история.

Ещё одна пометка в блокноте. Обычно с таким выражением люди говорят о семейных реликвиях, а не о машинах

– Какова историческая ценность этого автомобиля?

– Она способствовала конструктору Журавлеву, работавшему на ГАЗе в шестидесятые и семидесятые годы, – Виктор Андреевич достал из папки пожелтевшую фотографию. – В ней сохранились его личные записи и чертежи.

– Я начну с полигона и осматрю гараж, – сказал я, пряча блокнот. – Есть подозрения, кто мог это сделать?

Виктор Андреевич заметно помрачнел:

– Аркадий Лозовский. Коллекционер. Владелец крупнейшей коллекции в стране советских автомобилей. У него есть обычная «Чайка», но кабриолета нет. Выставка ретроавтомобилей через две недели...

Когда он ушёл, я долго сидел, разглядывая переданные фотографии. Белый кабриолет ГАЗ-13Б выглядел превосходно – широкие обводы кузова, характерные «плавники» на задних крыльях, кожаный салон цвета слоновой кости. Представительский автомобиль, на котором когда-то возили партийных боссов на парадах.

Что-то не сходилось в этой истории. Я подключился к базе данных и искал информацию о конструкторе Журавлёве. Пусто. Ничего, кроме упоминаний в паре статей о советском автопроме, да и то маломальских.

Я решил позвонить своему бывшему коллеге Андрею, владельцу музея, который был ходячей энциклопедии советского автопрома:

– Друг, что слышал о конструкторе ГАЗа по фамилии Журавлёв? Работал в шестидесятые-семидесятые.

– Журавлёв? – озадаченно протянул Андрей. – Никогда не слышал. Ведущим конструктором ГАЗа в те годы был Белокуров. Его все знают. А что за Журавлёв?

– Мне сказали, у него была персональная «Чайка»-кабриолет.

– Такие машины абы кому не давали, – усмехнулся Андрей. – Пообщайся с нашим консультантом, профессором Глебовым. Он с пятидесятых годов в автопроме, знает всех, кто винтик к винтику крутил.

Но и профессор не смог вспомнить Журавлева:

– Молодой человек, я на ГАЗе всех руководителей знал. Журавлёва среди них точно не было.

Гараж Виктора Андреевича оказался значительным строением с заметными боксами, засыпанными опавшими листьями. Сторож, пожилой мужчина с внимательным взглядом, показал мне записи с видеокамер. На них чётко зафиксирован момент, когда к воротам подъехал эвакуатор с надписью «Автоперевозки». Двое рабочих открыли гараж, загрузили «Чайку» и спокойно уехали.

– Хозяин говорил, что никого не вызывал, – пояснил сторож. – Но работали они как настоящие специалисты. Не суетились, знали все коды сигнализации.

Я проверил компанию «Автоперевозки». Она существовала, но автомобиля с таким номером у них никогда не было. Почерк профессионалов.

Следующим шагом стала встреча с Лозовским

-2

Перед тем, как я попал к нему – секретарь трижды переспросила причину визита и проверила мои документы. Наконец, открылись стальные ворота особняка на Рублёвке.

Аркадий Степанович встретил меня в просторном зале, где на стенах висели фотографии раритетных автомобилей.

– Частный детектив? – Лозовский протянул сухую ладонь. – Чем обязан?

– Пропавшая «Чайка» Виктора Андреевича, – я наблюдал за его реакцией. – У меня есть информация, что вы могли быть заинтересованы в этом автомобиле.

Лозовский улыбнулся:

– Конечно. Как и любой коллекционер. «Чайка»-кабриолет – мечта многих. Но угонять чужие машины? Это уже из области криминала.

– Можно взглянуть на вашу коллекцию?

Он замешкался всего секунду:

– Почему бы и нет? Я рад, что мои сокровища будут показаны человеку, который ценит автомобильную историю.

Ангар, где хранилась коллекция, удивляла размерами и освещением. Десятки полированных кузовов отражали свет, как зеркала. От первых «полуторок» до представительских «ЗИЛов» – вся история советского автопрома под одной крышей.

– Впечатляет, – признался я. – И это всё ваши машины?

– Абсолютно, – ответил Лозовский и указал на чёрный ГАЗ-13. – Вот обычная «Чайка». Принадлежала министру транспорта. А вот «Волга» с автографами космонавтов. Каждый экспонат уникален.

Но мой взгляд привлёк другой экспонат – стенд с фотографиями и документами, посвящёнными главному конструктору ГАЗа Белокурову. Смотрел с властным взглядом на них, словно оценивая каждого.

– Гениальный был конструктор, – с плохо скрываемой гордостью произнёс Лозовский. – Мой родной дядя, между прочим.

– Вот как! – Это меняло картину. – А имя Журавлёва вам что-нибудь говорит?

Лозовский на мгновение замер:

– Нет, не припоминаю. А что?

– Ничего особенного, – улыбнулся я. – Просто появилась связь с пропавшей «Чайкой».

Что-то в этой истории упорно не хотело складываться. Я решил покопаться в собственном семейном архиве – отец часто хвастался своей работой водителем на ГАЗе в семидесятые годы.

Вечером я перебирал старые фотографии, пожелтевшие письма и газетные вырезки. На одном из снимков стояла группа мужчин возле белой «Чайки»-кабриолета. Я перевернул фотографию и замер, читая подпись отцовским почерком: «Испытания новой модификации. Слева направо: я, Белокуров А.С., Журавлёв М.И., Степанов В.К.»

Журавлёв! Значит, он существовал. И более того – стоял рядом с Белокуровым.

Я продолжил поиск и нашел еще несколько упоминаний Журавлёва в заметках отца

-3

«Михаил Иванович сегодня показал новую чертёжную систему впрыска», «Журавлев снова спорил с начальством» … Судя по записям, отец был не просто водителем, а работал непосредственно с конструкторским бюро.

В одной из папок обнаружился конверт с надписью «Не вскрывать». Внутри лежали чертежи, подписанные «М.И. Журавлёв» и короткая запись: «Михаил, сохрани это. Когда-нибудь правда должна быть раскрыта».

Я сидел, оглушённый этим открытием. Мой отец, которого я всегда считал простым водителем, очевидно был увлечен какой-то серьезной историей с конструкторским бюро ГАЗа. А Журавлёв... Почему его имя пытались стереть из истории?

Утром я позвонил Виктору Андреевичу:

– Нам нужно встретиться. У меня есть новая информация о «Чайке» и о Журавлеве.

– Приезжайте, – тихо ответил он, и я услышал в его голосе странное волнение.

Когда я приехал, Виктор Андреевич ждал меня в гостиной своего загородного дома. На столе лежала точно такая же групповая фотография, что и в моем архиве.

– Откуда у вас эта фотография? – спросил я.

– Это моя фотография, – просто ответил он. – Я Михаил Иванович Журавлёв.

Я медленно опустился в кресло.

– Но почему...

– Почему я назвался Виктором Андреевичем? – он усмехнулся. – Когда тебя вычёркивают из истории, приходится привыкать к новому имени. А ты... ты сын Михаила Воронцова? Я подозревал это с самого начала – глаза, улыбка. Ты очень похож на отца.

– Вы работали вместе?

– Работали? – Журавлёв покачал головой. – Мы были лучшими друзьями. Он был единственным, кто поддерживал меня, когда Белокуров присвоил мою разработку.

– Мой отец... Я всегда считал его простым водителем.

– Михаил был гениальным испытателем, – глаза Журавлёва потеплели от воспоминаний. – Чувствовал машину, как никто другой. Многие мои идеи реализовались после его замечаний. Знаешь, что случилось в 1974 году?

Я слушал, затаив дыхание, как разворачивалась история, о которой никогда не догадывался.

– Я разработал систему впрыска топлива, значительно опережающую западные аналоги, – начал Журавлёв. – Белокуров официально отклонил проект, но потом присвоил доработку. Твой отец был свидетелем – мы вместе слепили оригинальные чертежи и расчёты.

– И что произошло?

– Твоего отца понизили до рядового водителя. Меня «попросили» уйти. Но перед этим я спрятал часть своих разработок в потайном отделении «Чайки». Эту машину через много лет я выкупил через других лиц.

– Поэтому вам так важно ее найти?

– В «Чайке» хранятся документы, подтверждающие не только мое авторство, но и роль твоего отца. Мы оба должны остаться в истории автопрома.

– Вы думаете, Лозовский похитил машину, чтобы защитить репутацию своего дяди?

– Уверен в этом, – произнес Журавлёв. – Когда готовились к выставке, кто-то из оргкомитета сообщил ему о документах в «Чайке». Для его музея, построенного на славе дяди, это большая проблема.

– Я найду ее, – ответил я.

Поиски привели меня на заброшенный склад транспортной компании

-4

Наблюдение показало, что на территории регулярно приезжает «Мерседес» Лозовского. Когда охрана отвлеклась, я проскользнул внутрь.

Под брезентом в дальнем углу ангара стояла белая «Чайка». Я сделал несколько фотографий и уже собирался уйти, когда услышал шаги.

– Воронцов? – в дверях стоял Лозовский.

– Выполняю свою работу, – и повернулся к автомобилю. – Нашёл то, что искал.

– Ты не понимаешь, – мрачно произнес он. – Эта история должна остаться в прошлом.

– История вашего дяди, который присваивал чужие идеи? – я показал телефон. – Уже вызвал полицию.

– Ты представляешь, что будет, если эти документы станут общедоступными? – он подошёл ближе. – Репутация Белокурова...

– Будет восстановлена ​​справедливость, – оборвал я его. – Журавлёв и мой отец должны быть признаны.

Мы смотрели друг на друга, когда снаружи зазвучала сирена.

Две недели спустя белоснежная «Чайка» заняла почётное место на выставке ретроавтомобилей. Рядом с ней установили витрину с документами из тайника – чертежами, расчётами, дневниковыми записями. Они доказали авторство Журавлёва и вклад моего отца.

Эту историю осветили все крупные СМИ. Лицо Журавлёва вновь появилось в учебниках по истории автомобилестроения. Его пригласили выступить перед студентами автомобильного института.

В один из последних теплых осенних дней мы с Журавлевым выехали за город на реставрированной «Чайке». Он ловко управляющий громоздкой машиной, словно вернулся в молодость.

– Знаешь, – сказал он, когда мы остановились на холме, – твой отец хотел, чтобы ты пошел по его стопам. Но боялся, что тебя тоже задвинут в угол.

Я смотрел на панораму города и думал, как причудливо сплетаются судьбы людей. Отец не дожил до этого дня, но его имя теперь навсегда в истории. А я, сам тем не менее, всё-таки пошёл по его стопам.

– У меня остались его чертежи, – Журавлёв прервал мои размышления. – Некоторые идеи актуальны до сих пор. Может, займёмся совместным проектом? Всё-таки ты сын своего отца.

Рекомендую ознакомиться:

Volvo F88 и F89: как шведские тягачи изменили представление советских дальнобойщиков о комфорте за рулем
Маркин у руля3 мая

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!