Есть мнение, что никакой свободы не существует, и, зная положение каждого атома в настоящий момент можно с уверенностью предсказать будущий облик вселенной. Некоторые люди даже утверждают, будто сами придумали это мнение в первом классе. Причём, могут и не врать, – настолько оно очевидно.
В действительности же, концепция родилась ещё в Древней Греции вместе с атомизмом. Позже она получила название «механицизма» и приобрела большую популярность. Считая лишь известнейших учёных, механицистами были Галилей, Ньютон, Лаплас, – прославившийся определением Бога, как «гипотезы, в которой наука не нуждается». В честь него же был назван и «демон» – воображаемое всемогущее существо, способное по текущему состоянию материи предсказать её состояние в любой последующий момент… В общем, это идея действительно лежащая на поверхности. Если все процессы сводимы к взаимодействиям мельчайших частиц материи, достаточно знать положение, массу и скорость каждой сейчас, чтобы по законам Ньютона, рассчитать их положение в будущем.
...Однако же, комментатор упоминает о свободе. Проблема заключалась в ней. Ибо о каких «процессах» речь? Всё социальное и психическое сводимо к биологическому, биологическое к химическому, а химическое к физическому, – к тем самым атомам. Следовательно, раз уж физически положение тел, – в том числе и человеческих тел, – в любой момент поддаётся просчёту, существует предопределение. И нематериальная природа души, если даже в неё верить, не решает проблемы. Тело-то материально. Для того чтобы изменить положение атомов нужно воздействовать на них именно физически. Так что, если даже душа и рвётся к чему-то высокому, цепочки ещё в начале времён предопределённых взаимодействий всё равно повлекут тело за водкой в магазин.
Механическое предопределение волновало уже древних греков, так что ещё Эпикур предположил, что атомы в своих взаимоотскакиваниях имеют некий «люфт», позволяющий человеку добродетельному в некоторых случаях зарулить своё тело от амфоры к цели более благородной. Однако, в новое время концепция Эпикура стала представляться нефизичной. Физическое воздействие духа на материю означало бы нарушение принципа сохранения.
...Это всё очень интересно, – как история науки, – но центральное положение механицизма, разумеется, ложно. Если мы будем точно знать положение и импульс каждой частицы сейчас… Для начала, – не будем. Это запрещает принцип неопределённости. В микромире, к событиям в котором сводится всё прочее, нет предопределения, – есть только вероятности реализации разных состояний. Кот одновременно и жив, и мёртв.
То есть, в физике предопределения нет. Как нет и свободы воли, – выбор детерминирован, – но нет её по иным, не имеющим к физике отношения причинам. Психическое сводится к биологическому, когда до физики ещё очень далеко.