(Продолжение темы, начатой в статье «Психология успеха: Как развить навыки, чтобы замечать возможности и действовать»)
Мы привыкли думать, что удача — это счастливый случай, который одним выпадает, а других обходит стороной. Но что, если везение — это не случайность, а навык?
Ричард Вайзман в своей революционной книге "Фактор удачи" ломает стереотипы: после 10 лет исследований с участием сотен людей доказал, что удача подчиняется психологическим законам.
Везунчики не рождаются под счастливой звездой — они просто мыслят и действуют иначе. Они умеют создавать возможности там, где другие их не видят, превращать случайности в точки роста и извлекать пользу даже из неудач. Главное открытие Вайзмана: удачу можно «натренировать», как мышцу. И это не метафора — в книге описаны конкретные упражнения, меняющие мышление.
За каждым "везением" стоит конкретная психологическая работа. Давайте разберем три ключевых аспекта, которые помогут вам сделать карьеру, осуществить мечту и преуспеть в жизни, а также познакомимся с практическими инструментами из книги.
Первый принцип — активное создание возможностей. Вайзман проводил любопытный эксперимент, он предложил участникам отмечать "случайные возможности" в течение недели. Оказалось, что "удачливые" люди в 3 раза чаще замечали перспективные знакомства и в 2 раза чаще видели скрытые возможности в проблемах. Они сознательно расширяли круг общения, что подтверждает эксперимент с соискателями работы — те, кто приходил пораньше и общался с сотрудниками, получали должности чаще.
Второй ключевой момент — системный подход к мечтам. Автор развенчивает миф о "волшебном моменте", вместо ожидания чуда он предлагает принцип постепенного движения, известный многим, как маленькие, но регулярные шаги к цели. Например, посвящать 10 минут в день изучению нового навыка — через год это дает более 60 часов практики.
Третий принцип — преобразование неудач. Автор показывает, как извлекать пользу из провалов, рассматривая их как ценный опыт. Вместо вопроса "Почему это произошло?" предлагается задаваться вопросами: "Какой урок я извлек?", "Чему это меня научило?", "Какие новые возможности это открыло?". Такой подход кардинально меняет восприятие трудностей.
Особое внимание в книге уделено переосмыслению удачи, практической составляющей фактора успеха - анализу везения. Если на протяжении 3-х недель ежедневно фиксировать случайные удачи и действия их создающие, то мозг впоследствии будет автоматически сканировать возможности создавая новую привычку.
Какой ключевой вывод я сделала о притяжении удачи?
Формулы удачи - это предсказуемая психологическая закономерность.
Перепрограммируя свои привычки мышления, мы учимся создавать свои возможности, системно двигаться к целям, замечать скрытые шансы и извлекать уроки из неудач. Все эти навыки в совокупности и составляют ту самую "удачу", которая отличает успешных людей.
Как сказал Ричард Вайзман: "Удачливые люди создают свои возможности, а потом эти возможности создают их самих».
Удачи — это система, она состоит из гибкого мышления (готовности пробовать новое), открытого внимания (способности замечать шансы) и эмоциональной устойчивости (умения учиться на ошибках).
Конкретные упражнения, основанные на когнитивно-поведенческих методиках, помогают перестроить паттерны мышления. Например, простое ведение "дневника удач" меняют паттерны внимания, а техника "переформулирования неудач" развивает психологическую устойчивость. С точки зрения нейробиологии, эти практики усиливают нейропластичность мозга и приводя к устойчивым изменениям в мышлении.
Начните с малого — сегодня же запишите 3 "неудачи" последнего месяца и переформулируйте их в возможности.
Продолжение темы: "Психология успеха" в следующих публикациях.
Автор: Светлана Слугина
Психолог, Коуч ICF
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru