Одни из первых упоминаний о селе Середниково датированы XVI веком. Тогда оно носило название «Середнее» и принадлежало боярам Хабаровым. В 1525 году они преподнесли село в подарок Чудову монастырю. Во времена опричнины Ивана Грозного Середнее опустело, а затем и вовсе было конфисковано в пользу государства. В 1623 году оно было пожаловано князю Никите Черкасскому, а чуть более полувека спустя здесь была выстроена каменная церковь Спаса Нерукотворного образа, после чего село сменило название на Середниково-Спасское и стало основным имением Черкасских. Оно передавалось по наследству в роду Черкасских вплоть до середины XVIII века, пока в 1770 году острая нехватка денег не вынудила Тимофея Ивановича Егупова-Черкасского, отставного капитан-поручика Семёновского полка, продать его с аукциона. Имение приобрёл секунд-ротмистр лейб-гвардии конного полка Камынин, а спустя девять новым владельцем стал Всеволод Алексеевич Всеволожский.
Будучи участником дворцового переворота 1762 года, приведшего к власти Екатерину II, Всеволод Алексеевич впоследствии был награждён высокими чинами, обширными земельными угодьями и тысячами крепостных. Он заседал в комиссии по подготовке новых законов, выполнял различные дипломатические поручения, занимал должности сенатора и камергера, являлся действительным тайным советником. Его дом на Пречистенке был настолько огромным, что занимал целый квартал.
Купив Середниково, Всеволожский приобрёл также несколько соседних сёл и развернул масштабное строительство: возвёл ткацкую фабрику, оранжереи, скотные дворы, псарни.
Публицист Иван Гаврилович Прыжов, побывав в Середниково, писал:
«Помнят здесь и Всеволожского. Он в селе построил барский каменный дом, великолепный скотный двор… насыпал гору сажень в семь вышиною, чтобы поставить на ней беседку, и посадил на горе сосновую рощу. Для реки вырыл другое русло, у самой реки – мыльню, которая стоила до 30 тысяч рублей, а на этом берегу (перед деревней Лигачево) развел великолепный английский сад. По концам сада стояли башни, словно церкви, а в середине рядами тянулись оранжереи.»
Сам усадебный комплекс был построен с нуля за пятнадцать лет. Когда большинство усадеб по традиции устраивались по соседству с селом и церковью, Всеволод Алексеевич для возведения собственной выбрал место более чем на версту отдалённое от села. Усадьба в стиле классицизма строилась предположительно по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова: двухэтажный дом и четыре двухэтажных флигеля с бельведерами, соединённые друг с другом галереями, окружали небольшой двор, закрытый оградой с ажурными воротами. Комплекс был рассчитан на большое количество гостей – ближайшие к дому флигели имели по 11 покоев каждый. В дальних флигелях располагались столовая, кофейная, кухня, кондитерская и служебные комнаты. Все хозяйственные постройки находились за пределами этого жилого комплекса. Строительство было завершено в 1796 году. В том же году умер Всеволожский, оставив всё своё имущество племяннику. Вот только Середниково в завещании не оказалось. Выяснилось, что имение было заложено по долговой расписке всего за 54 тысячи рублей. Узнав об этом, брат покойного владельца выкупил закладную и подал прошение о закреплении имения за ним. Наследник с этим не согласился, началась длительная судебная тяжба, в результате которой владельцем Середниково всё-таки стал племянник покойного – Всеволод Андреевич Всеволожский.
В архивах сохранилась опись усадьбы, сделанная в 1797 году во время судебных разбирательств, в которой подробно описаны все помещения, их назначения, планировки, и даже особенности отделки и меблировки. Издание серии «Природное и культурное наследие Москвы», посвященное усадьбе Середниково, приводит следующее описание главного дома, составленное на основании сохранившегося документа:
«На первом этаже располагались анфиладой восемь «покоев»: небольшие «сени» (прихожая), имевшие лишь два окна, вправо от них – передняя, выходящая в сени с левой стороны. По винтовой лестнице можно было попасть на второй этаж, где также по кругу следовали «сени», передняя, биллиардная, круглый зал, диванная, узкий коридор и вторая передняя. Из окон открывался вид на въездную аллею и двор перед домом, а с противоположной стороны – на пруды в долине речки Горетовки, к которой спускалась широкая каменная лестница, обсаженная лиственницами. … Со второго этажа можно было подняться еще выше, в маленькую башенку – бельведер и еще раз полюбоваться пейзажным окружением усадьбы.
Помещения были невелики по размерам, что соответствовало камерному стилю, который установился в планировке усадебных зданий в конце XVIII века. К этому времени на смену огромным залам пришли уютные покои, отличавшиеся разнообразием отделки и внутренней обстановки, меблировкой и украшениями. Это была мода, но отнюдь не следствие ограниченности средств владельца.»
В начале XIX века новым хозяином имения стал полковник Нестеров, а в 1825 году Середниково купил генерал Дмитрий Алексеевич Столыпин, но вскоре умер, а усадьбу унаследовали его жена и дети, которые большую часть времени проживали в Москве. Зато сестра покойного Елизавета Алексеевна часто гостила в имении с внуком Мишей – будущим великим писателем Лермонтовым. Доподлинно известно, что юный поэт проводил в Середниково летние каникулы четыре года подряд, начиная с 1829 года. Местная природа вдохновляла Михаила и очень плодотворно влияла на его творчество – к середниковскому периоду биографы Лермонтова относят несколько десятков стихотворений, три драмы и тринадцать поэм.
В 1869 (по другим данным – в 1879) году имение приобрёл купец Иван Григорьевич Фирсанов, после смерти которого в 1881 году оно досталось его единственной дочери Вере. Будучи поклонницей творчества Лермонтова, Вера решила восстановить немного обветшавшую к тому времени усадьбу. Вот что сказано об этом в издании «Природное и культурное наследие Москвы»:
«… приводятся в порядок пришедшие в негодность старинные постройки, меняется на современный лад планировка внутренних помещений. Старинную галерею-коридор, которая соединяла флигели, сменяет изящная колоннада, под мрамор и красное дерево отделываются парадные комнаты главного дома. … Потолки в помещениях второго этажа … украсили плафоны с мотивами лермонтовской поэмы «Демон».»
Кстати, благодаря Фирсановой в Москве появился знаменитый «дворец чистоты» - Сандуновские бани. О жизни Веры Ивановны и истории создания Сандуновских бань можно почитать в моих статьях:
В советский период в усадьбе длительное время располагались различные санатории, один из которых даже носил название «Мцыри». С 1993 года она передана в длительную аренду Лермонтовскому центру, а в одном из флигелей до сих пор проживает потомок Лермонтовых.
По выходным в усадьбе проходят экскурсии, в ходе которых гостей знакомят с историей и интерьерами главного дома. А можно за символическую плату просто погулять по усадебному парку – огромная территория с великолепной природой, в хорошую погоду здесь приятно провести целый день.