Найти в Дзене

"У нас не было желания заработать": история создания блэк-металлического шедевра Emperor

Оглавление

Emperor создали не просто альбом — они породили явление. Их дебютный релиз In the Nightside Eclipse (1994) стал поворотной точкой в истории блэк-метала, хотя и не был первым в жанре. Норвежская интровертность и отсутствие коммерческих амбиций позволили группе выковать поистине уникальное звучание — мрачное, атмосферное и революционное. В этом интервью музыканты вспоминают, как создавали этот вневременной шедевр.

Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic

Хотя в официальных источниках датой выхода In The Nightside Eclipse указано 21 февраля 1994 года, в жизни все сложилось несколько иначе. Из-за многочисленных задержек культовый дебют Emperor увидел свет лишь в середине декабря 1994 года, спустя 17 месяцев после записи.

17 месяцев ожидания

Пока Emperor корпели над Nightside, норвежский блэк-метал переживал взрыв творческой активности. За эти 17 месяцев ожидания успели выйти такие культовые альбомы, как:

  • De Mysteriis Dom Sathanas Mayhem
  • Hvis Lyset Tar Oss Burzum
  • Transilvanian Hunger Darkthrone
  • дебютные пластинки Gorgoroth и Dimmu Borgir
  • ранние работы Enslaved и Satyricon

Для Emperor, тогда ещё подростков Исана, Самота, Чёрта и Фауста, это стало вызовом. После оглушительного демо Wrath Of The Tyrant (1992) и EP 1993 года им предстояло не просто догнать конкурентов — а переписать правила жанра.

Эйрик "Пюттен" Хундвин — легендарный продюсер, записавший культовые альбомы Immortal, Burzum и Mayhem — раскрыл технические причины задержки Nightside Eclipse. Оказывается, задержка возникла из-за уникальной (даже для 1994 года) гибридной системы записи: 16-дорожечный аналоговый мультитрек, к которому с помощью [устройства считывания таймкода] SMPTE был подключен компьютер Atari с соединенными миди-клавиатурами и звуковыми модулями, а также 8-дорожечный цифровой рекордер.

"Каждая коррекция требовала пересинхронизации всех устройств", — объясняет звукорежиссёр. — В условиях жёстких дедлайнов это стало фатальным фактором".
-2
"Мы перезаписывали 'The Majesty Of The Night Sky' раз 17, пока не остались довольны результатом — перфекционизм Emperor не знал границ", — признаётся Исан.

Для молодой группы, вынужденной преодолевать 320 км между Нутодденом и студией Grieghallen, процесс записи стал настоящим испытанием. Мастеринг завершили 9 августа 1994 года, а уже через две недели — что удивительно быстро для андеграундной сцены — были урегулированы все финансовые вопросы. "По меркам индустрии это почти рекорд", — с иронией отмечает продюсер Пюттен.

Nightside задержался не только из-за кропотливой студийной работы. Вскоре после записи троих участников Emperor арестовали за разные преступления: Фауста за убийство, Самота за поджог и Чёрта за нападение.

Квартет человеконенавистников оказался в эпицентре нового тревожного явления: норвежского блэк-металлического «Внутреннего круга». Это была свободная ассоциация музыкантов, чьи радикальные взгляды быстро вышли из-под контроля.

За время между записью и выпуском альбома Nightside гитарист Mayhem Евронимус был убит, а граф Гришнак из Burzum попал в тюрьму. Так норвежский блэк-метал из диковатой региональной микро-сцены превратился в процветающее движение с международной известностью.

Памятник в истории блэк-метала

Nightside стал вершиной своей эпохи. Это головокружительный, захватывающий шедевр, который раздвигает границы композиции, мелодии и атмосферы. Он стал самым масштабным артефактом ранних лет норвежского блэк-метала. Группа всегда верила в силу своего дебюта. «Он станет памятником в истории блэк-метала», — обещал Самот в марте 1994 года финскому журналу с говорящим названием Pure Fucking Hell.

Это было непростое время для гитариста. Помимо Emperor, гитара Самота звучит на альбомах Arcturus, Satyricon и Gorgoroth.

«Все связи были у Самота, а я просто шел за ним», — признается Исан, вспоминая тесные связи внутри норвежской сцены. «В то время в экстремальном метале доминировали шведские и американские группы, но из-за того, что мы постоянно тусовались вместе, ходили на концерты, сформировалось наше норвежское звучание. Оно идеально вписывалось в наше окружение. Альбом In The Nightside Eclipse был сильно вдохновлён пейзажами Телемарка — нашей родной природы».

Драматичное воплощение местности в альбоме было подчеркнуто его двустворчатой обложкой работы Кристиана «Некролорда» Волина: лунная панорама раскрывалась, обнажая величественную 24-дюймовую фотографию лесистого горного фьорда.

В 1994 году MTV посетил дом Исана для интервью — юноша в чёрном меланхолично бродил среди хвойных деревьев, созерцал водопады и размышлял о «ветрах, дождях… пустошах, безмолвии…». Гораздо больше, чем Сатана, объединяющей сутью и вдохновением Nightside стали таинственные суровые пейзажи родины Emperor — пусть и населённые жутковатыми потусторонними созданиями.

«Нам крайне необходимо было выразить себя, и это легко воплотилось в фэнтезийные образы и звуки космического масштаба, — вспоминает Исан. — Мы также вдохновлялись саундтреками к грандиозным фэнтези-фильмам. В нашем первом мини-альбоме уже была эпичность, но вскоре стало ясно: мы хотим создать нечто, выходящее за пределы этого мира».
-3

Продюсерская работа Пюттена над альбомом Nightside создала гнетущую атмосферу из колючих гитар, мощных ударных и торжествующих синтезаторов. Альбом наполнен апокалиптическими звуковыми эффектами.

Альбом приняли неоднозначно: одни слушатели не нашли в нем, что хотел, другим удалось погрузиться в мрачную и загадочную атмосферу.

На вопрос о том, как с годами изменилось восприятие альбома, Пюттен ответил:

«Это сложный вопрос. Я так долго работал над альбомом, столько часов провел в студии, столько раз слушал песни, пытался добиться идеального сочетания всем элементов. Сначала я испытал облегчение. Но потом, когда усталость ушла, я начал видеть альбом иначе. Я никогда не думал: «Жаль, что я не сделал так-то и так-то...» Я считаю, что эта работа — запечатленный звук с долговечным качеством. Я горжусь тем, чего мы достигли».

Собственная оценка Исана ещё более трогательна и проникновенна.

«Думаю, всё дело в чистоте», — размышляет фронтмен, рассуждая о том, почему дебютный альбом Emperor выдержал испытание временем. «У нас не было коммерческих амбиций; их просто не могло быть. Это звучит романтично, но вся эта музыка создавалась исключительно из художественных побуждений. Именно этот абсолютно интровертированный, норвежский подход „оставить это при себе“ позволил нам создать нечто, чего до нас никто не делал».

Он добавляет:

«Я часто смотрю на свои альбомы и думаю: «А ведь я мог бы сделать что-то иначе». Но потом понимаешь, что время идёт, и альбом становится частью прошлого. Ты начинаешь ценить его за то, что он отражает твой путь. Это не просто 25 лет назад, а почти другая жизнь, когда ты был ребёнком. Я оглядываюсь назад и удивляюсь: «Какая же это привилегия — иметь возможность столько времени и сил уделять музыке, которую я люблю». Всё это время стало фундаментом для того, чтобы я занимался этим уже 25 лет. Какая удача! Удивительно, как можно быть благодарным за блэк-метал, несмотря на всю его агрессию...».

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. Также рекомендуем:

25 величайших пластинок в жанре симфоник-метал (часть 4 — с 6 по 1 место)
ATTACK THE MUSIC (метал-блог)1 апреля 2023