Найти в Дзене
Ридус

The Guardian: Трамп нацелился на уничтожение международной киноиндустрии

Оглавление
   Дональд Трамп
Дональд Трамп

Президент США Дональд Трамп ошеломил мир очередным громким заявлением относительно импортных пошлин. На этот раз он распорядился ввести тариф в 100% на зарубежные фильмы, чтобы спасти «очень быстро умирающую» американскую киноиндустрию, о чем лично сообщил в воскресенье вечером на своей платформе Truth Social.

Этот новый залп в торговой войне, по-видимому, нацелен на международное кинопроизводство, полагает обозреватель The Guardian Эндрю Пулвер. На первой линии огня Канада, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия, а также европейские страны, такие как Венгрия и Италия, которые часто выступали в качестве баз для производства американских фильмов.

Другие страны «предлагают всевозможные стимулы, чтобы переманить» кинематографистов и студии из США, написал Трамп. И добавил, что это их «согласованные усилия», и следовательно, «угроза национальной безопасности», а в дополнение ко всему прочему, еще и пропаганда. Свой пост он завершил фразой с заглавных букв «МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ фильмы СНОВА СНИМАЛИСЬ В АМЕРИКЕ!»

Поймать неуловимое

Практические аспекты того, как можно обложить фильм налогом, далеко не ясны. Трамп, похоже, отчасти вдохновился решением Китая ограничить импорт голливудских фильмов в рамках своей торговой войны «око за око» с США. Но система квот в Северной Америке, на первый взгляд, кажется неработоспособной.

   Дональд Трамп. © ru.wikipedia.org
Дональд Трамп. © ru.wikipedia.org

Фильмы больше не являются товарами, которые должны проходить через порт ввоза в США, и национальная принадлежность их производства далеко не ясна. Большая часть кинопроизводства, как, впрочем, и телешоу, представляет собой сложную комбинацию корпоративных инвестиций, рабочей силы из разных стран и международных доходов. Некоторые звенья этой цепи - крошечные предприятия, работающие «на износ», другие - гигантские монстры, чей оборот превышает ВВП небольшого островного государства.

Вдобавок к этому, цифровая эволюция позволила кинобизнесу стать полностью глобальной отраслью, которая движется слишком быстро, чтобы допускать введение постоянных финансовых сборов.

Кино-математика

Но целью Трампа, по-видимому, являются не иностранные фильмы как таковые, а аутсорсинг производства голливудскими студиями, которые на протяжении десятилетий использовали зарубежные площадки для снижения затрат и поиска интересных или необычных декораций.

Из недавних примеров: новый фильм Тома Круза «Миссия невыполнима: Последняя расплата» в основном снимался в Великобритании, на студии Longcross в Суррее и Озерном крае, а также на Мальте, в Норвегии и Южной Африке, и еще - на американском авианосце, пришвартованном в Италии. Новый блокбастер Marvel «Громовержцы» снимался в Атланте, штат Джорджия, но ключевая сцена - в Merdeka 118, небоскребе в Куала-Лумпуре, Малайзия, а саундтрек к нему был записан на студии Abbey Road в Лондоне.

Доходы играют большую роль в голливудском мышлении. Хотя Северная Америка (включающая США и Канаду) остается крупнейшим рынком сбыта, где кассовые сборы в 2024 году составили около 8,8 миллиарда долларов, это менее половины от международного дохода в размере около 21,1 миллиарда долларов.

Именно поэтому Голливуд придерживается интернационального подхода: от съемок в разных местах и подбора актеров, рассчитанных на определенную аудиторию, до глобальных показов на континентах с масштабными премьерами, проходящими в разных городах по всему миру.

И тут возникают вопросы: как будут взиматься тарифы с каждого фильма? Будет учитываться лишь прокат в кинотеатрах? В этом случае ожидается массовый переход на потоковое вещание. Будут включены потоковые релизы? Тогда произойдет массовый ребрендинг под «телешоу». И кого на самом деле коснуться тарифы? Может ли фильм американского производства, снятый (в основном) в Великобритании, такой как «Охотники за привидениями: Frozen Empire» действительно облагаться импортной пошлиной? Придется ли дистрибьюторам неамериканских фильмов платить сбор за их прокат в США?

В любом случае, если фильм демонстрируется в потоковом режиме, потребители платят не напрямую за его просмотр, а за подписку на платформу, поэтому идея ориентироваться на доходы от потокового показа отдельного фильма выглядит бессмысленной.

Реальная цель

Трамп, похоже, нацелен на систему налоговых субсидий, которые позволяют голливудским продюсерам получать крупные суммы, если они снимают в студиях в соответствующих странах.

Например, недавно стало известно, что Universal Studios получила 89 миллионов фунтов стерлингов от британских налогоплательщиков после того, как согласилась снять фильм «Мир юрского периода: Возрождение» в Элстри в Хартфордшире.

Это отчасти объясняет снижение производства фильмов в Лос-Анджелесе - почти на 40% за последнее десятилетие, по данным FilmLA. Но киноиндустрию Калифорнии также атакуют другие центры кинопроизводства в США, где такие штаты, как Нью-Йорк и Джорджия, предлагают налоговые льготы.

   Нью-Йорк. © ru.wikipedia.org
Нью-Йорк. © ru.wikipedia.org

Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом, постоянная мишень Трампа, недавно объявил о выделении 750 миллионов долларов на попытку обратить вспять спад в киноиндустрии своего штата. И заявление Трампа в некотором смысле стало явным ударом по его репутации после того, как в апреле Ньюсом подал иск против Трампа за использование Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях от 1977 года (IEEPA) для введения пошлин в других отраслях промышленности.

Сейчас считается, что наиболее реалистичным вариантом для Трампа является введение тарифа на любые финансовые пакеты, которые фильм получает от иностранного правительства, а не налог на билеты в кинотеатры или подписку на потоковое вещание.

Подсчет убытков

Однако эффект от любого тарифа, вероятно, будет значительным.

Последние данные Британского института кинематографии (BFI) показывают, что в 2024 году 4,8 миллиарда фунтов стерлингов (6,37 миллиарда долларов) затрат на производство фильмов и телешоу высокого класса в Великобритании поступило из международных источников, что составляет 86% от общей суммы, потраченной на фильмы и телепередачи британского производства.

В Австралии киноиндустрия может потерять до 767 миллионов австралийских долларов.

Программа строительства студий в Великобритании, направленная на увеличение производственных мощностей и, следовательно, доходов, скорее всего, почти сразу же почувствует себя неуютно.

И, по прогнозам, это окажет неблагоприятное воздействие на собственную киноиндустрию в США, поскольку производственные издержки вырастут без зарубежных налоговых льгот, а проекты среднего уровня могут быть уничтожены.

Остается дождаться финала, чтобы узнать, является ли всё это, как предполагает Ньюсом, «отвлекающим маневром», или превратится во что-то более серьезное.