Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

В тундре выживает сильнейший: как младший сын из большой ямальской семьи стал местной легендой

У Максима было 13 старших братьев и сестёр. Но, когда не стало отца, именно ему пришлось возглавить семью. Молодой, только что вернувшийся из армии, он принял для себя решение остаться в тундре, в родном чуме. Иначе родные рисковали потерять всё. Максим Сэротэтто родился четырнадцатым по счёту и был младшим ребёнком в семье. В чуме, где жила огромная семья, всегда было шумно. Отец передавал свои знания всем детям, старшие заботились о тех, кто поменьше. Жизнь была трудной, но трудности только сильнее сплачивали близких. Первым серьёзным ударом для Максима стала потеря мамы – мальчику на тот момент было всего 5 лет. Следом за ней ушёл из жизни старший брат, являющийся опорой многодетной семьи. В 1999 году Максима призвали в 217 полк 97 воздушно-десантной дивизии в Иванове. Армейская закалка очень пригодилась парню в будущей жизни. «Армия дала мне всё. Это не просто физподготовка: рукопашный бой, борьба, марш-броски. Это железная дисциплина. И прыжки…» Во время службы парень не раз оказы
Оглавление

У Максима было 13 старших братьев и сестёр. Но, когда не стало отца, именно ему пришлось возглавить семью. Молодой, только что вернувшийся из армии, он принял для себя решение остаться в тундре, в родном чуме. Иначе родные рисковали потерять всё.

Пришлось быстро повзрослеть

Максим Сэротэтто родился четырнадцатым по счёту и был младшим ребёнком в семье. В чуме, где жила огромная семья, всегда было шумно. Отец передавал свои знания всем детям, старшие заботились о тех, кто поменьше. Жизнь была трудной, но трудности только сильнее сплачивали близких.

Первым серьёзным ударом для Максима стала потеря мамы – мальчику на тот момент было всего 5 лет. Следом за ней ушёл из жизни старший брат, являющийся опорой многодетной семьи. В 1999 году Максима призвали в 217 полк 97 воздушно-десантной дивизии в Иванове. Армейская закалка очень пригодилась парню в будущей жизни.

Фото Германа Хороля/журнал «Ямальский меридиан», №5/2025 г., «Непобеждённый»/АНО «Ямал-Медиа»
Фото Германа Хороля/журнал «Ямальский меридиан», №5/2025 г., «Непобеждённый»/АНО «Ямал-Медиа»
«Армия дала мне всё. Это не просто физподготовка: рукопашный бой, борьба, марш-броски. Это железная дисциплина. И прыжки…»

«Сдаваться нельзя»

Во время службы парень не раз оказывался в стрессовых экстремальных ситуациях: прыгал с Ил-76 и Ан-2, участвовал в масштабных учениях «Кострома – Иваново», научился десантировать боевую технику.

В 2001 году Максим вернулся в родной чум, где успел застать последние дни жизни отца. Молодой северянин понимал, что нужно срочно всё брать в свои руки, иначе семья останется без средств к существованию. На его плечи легла забота о мачехе, трёх сёстрах и полуторатысячном оленьем стаде. Не каждый может справиться с подобной ношей, но Максим был не из робкого десятка.

«Ты идёшь за оленями по пояс в снегу, борешься с волками, мёрзнешь, устаёшь. Но сдаваться нельзя», - объясняет он.

Сильнейший в тундре

Не только духом, но и телом силён Максим. Ещё в 16-летнем возрасте он начал участвовать в традиционных соревнованиях на главном ямальском празднике – Дне оленевода. В следующем году он приехал снова и в национальной борьбе среди взрослых завоевал серебро. А по возвращении из армии началась его череда побед.

Фото Германа Хороля/журнал «Ямальский меридиан», №5/2025 г., «Непобеждённый»/АНО «Ямал-Медиа»
Фото Германа Хороля/журнал «Ямальский меридиан», №5/2025 г., «Непобеждённый»/АНО «Ямал-Медиа»

За 17 лет он 23 раза подряд стал победителем в районных и окружных соревнованиях, за что, помимо ценных медалей, получил 17 снегоходов, лодочные моторы и запчасти. Большинство призов мужчина после продал, а на вырученные деньги приобрёл новых оленей.

«Каждая победа – это не просто медаль. Это еда для семьи, это стадо, это будущее», - рассуждает северянин.

«Весь мир приезжает ко мне»

В 38 лет Максим в последний раз принял участие в соревнованиях, где вновь получил звание сильнейшего и очередной снегоход. К тому моменту мужчина сам уже был многодетным отцом. Тогда он объявил, что уходит непобеждённым. Но жизнь от этого менее интересной не стала.

Фото Германа Хороля/журнал «Ямальский меридиан», №5/2025 г., «Непобеждённый»/АНО «Ямал-Медиа»
Фото Германа Хороля/журнал «Ямальский меридиан», №5/2025 г., «Непобеждённый»/АНО «Ямал-Медиа»

В чум к оленеводу и его супруге стали приезжать туристы со всех уголков мира: Японии, Китая, Германии и даже Австралии.

«Стадо всегда нуждается в присмотре. Я не могу путешествовать по миру, поэтому весь мир приезжает ко мне. Они смотрят на наш быт, как на чудо. А для нас это просто жизнь», - смеётся ямалец.

«Хочу, чтобы сын продолжил моё дело»

Дети Максима уже повзрослели: дочери учатся в Тюмени и Салехарде, а сын Демьян осваивает профессию оленевода-механизатора.

«Хочу, чтобы он продолжил моё дело, как я продолжил отцовское. И чтобы весь мир узнал наш удивительный край», - заключил он.

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Источник: журнал «Ямальский меридиан», №5/2025 г., «Непобеждённый»

Читайте также: