В первой части мы назвали простейшие основы-ориентации для песенного стиха. Как же влияет классическая рифма на звучание стиха? И влияет ли вообще?
Томас Элиот, обзор книги которого дал Алексей Ладо, замечал: «…я предполагаю, что более всего музыка отвечает таким свойствам поэта, как чувство структуры и чувство ритма (…) стихотворение часто возникает на уровне ритма и лишь затем постепенно оформляется в слова».
1️⃣ Темпоритм в зависимости от вида рифм
Учет силового ударения, акценты помогают сохранять ритм.
Несколько простых правил:
► двухсложные слова труднее. Звучание трехсложных органичнее в русском языке. Односложные слова создают «маршевость».
► Мужские рифмы (рифма слов с ударением на последнем слоге) усиливают динамику, создают ощущение быстроты, силы, «мажорности» темпоритма.
Цвето́к/ лоскуто́к, лома́ть/созда́ть…
► Дактилические рифмы (рифма слов на третьем от конца слоге; гипердактилическая – на четвертом), наоборот, снижают темпоритм, создают ощущение минорного настроения.
Глубо́кая/одино́кая, пле́щущие/трепе́щцщие…
► Женские рифмы (рифма слов с ударением на предпоследнем слоге) могут и то, и то.
Берёза/глюко́за, бра́ться/оста́ться…
2️⃣ Звучание рифм одного вида
Только мужская:
Ко мне он кинулся на гру́дь;
Но в горло я успел воткну́ть
И там два раза поверну́ть
Мое оружье... Он завы́л,
Рванулся из последних си́л… (М. Лермонтов)
Только женская:
С кем разделить? Кому отдать? Кому отда́ться?
Чужое – боль, своё – война, лазутчик – сне́гом.
Что за спиной – давно ушло соревнова́ться
За место в памяти с оплаченным ночле́гом… (А. Ладо)
3️⃣ «Звучание» самого простого чередования рифм
► Чередование женской (а) и мужской рифмы (б): абаб, бааб, аабб – акцент на мужской рифме усиливает смысл концовки строфы.
баба
Стирается, увы, всё, что живёт:
Подошва сапога, кусочек неба
И даже дом, в котором вовсе не был,
В небытие уходит наперёд… (А. Ладо)
аабб
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она. (Н. Некрасов)
► Чередование мужской (б) и женской (а): баба, ббаа – акцент на женской рифме создает ощущение недосказанности, условного продолжения.
баба
А в небе плыли корабли –
Друзья «Летучего голландца»,
Моей свободы патрули
И призрачных надежд посланцы... (А. Ладо)
ббаа
Бессмертна тема дивная в стихах,
Казалось бы, раскрыты «ох» и «ах».
Увы, от женских ручек нет защиты,
И в них пищат о вечности пииты. (А. Ладо)
► Чередование дактилической рифмы (в) с мужской (б) – вбвб и чередование женской (а) и дактилической рифм (в) – вава – усиливает «минорность» настроения, создает ощущение тревожности:
бвбв
… елёных отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие! (М. Цветаева)
вбвб
По вечерам над ресторанами
Вечерний воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух… (А. Блок)
вава
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая… (Н. Некрасов)
4️⃣ Особенности ценности рифмы
До языковых реформ В. Тредиаковского и М. В. Ломоносова русская поэзия была построена на женских (двухсложная, слова с ударением на предпоследнем слоге) рифмах. Примерно с середины 18 века появилось чередование мужской (односложная, слова с ударением на последнем слоге) рифмы и женской.
Названия этих рифм возникли и закрепились в средневековом французском стихосложении.
Сегодня нет четких правил чередования, но есть особенности использования этих рифм.
► Чем больше в рифмующихся словах совпадает звуков, лежащих перед ударными, тем "звучнее" становится рифма (очень бедная – бедная – богатая – глубокая). Парадокс в том, что бедные рифмы бывают интереснее богатых.
рассве́та – штибле́ты
рассве́та – приве́та
приве́та – приме́та
расцвета́ло – отцвета́ло
► Для мужской рифмы совпадение звуков становится обязательным:
ура́ – пора́ – детвора́
► Для мужской рифмы: звучание сохраняется, когда перед ударной гласной стоит гласная или мягкий знак:
мою – пью – лью – твою
► Для мужской рифмы: звучание сохраняется, если перед ударной гласной будет совпадать хотя бы одна согласная:
она́ – волна́ – длина́ – окна́
► Чем больше согласных перед ударным звуком совпадает, тем мужская рифма богаче:
воро́т – водоворо́т – круговоро́т – мордоворо́т – сковоро́д
► Следует избегать очень бедной мужской рифмы (совпадения только ударного звука):
меня́ – твоя́
► Следует избегать малоценных рифм. К ним относятся:
– простые рифмы из одинаковых частей речи (их много): род – год – вход – брод и т.д.
– простые глагольные рифмы: звать – гнать – ждать – рожать – брать и т.д.
– «избитые» рифмы: слезы – морозы – березы – грёзы и т.д.
► Рифмы приобретают большую ценность, когда рифмуются разные части речи или слова, взятые в разных падежах.
Автор статьи: Наталья Романова
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам