Два вопроса побудили меня написать эту статью. Первый: как написать стихотворение-песню? Второй: почему композиторы редко пишут музыку на стихи малоизвестных поэтов?
Думаю, второй вопрос и не требует ответа. Как везде: успешность «песенного» поэта определяет спрос.
Многие стихи поются: мы знаем романсы на стихи А.С. Пушкина, песни на стихи С. Есенина, говорим о «маршевости» стихотворений В. Маяковского. Однако далеко не все стихи можно назвать музыкальными. Разговор пойдет о тех стихотворениях, которые специально пишутся «для песни», и о тех, которые подойдут «для песни».
Говорить о стихах-песнях – дело неблагодарное. Слишком часто возникают споры, а «что было раньше – курица или яйцо», в нашем понимании – музыка или слово. Почему кто-то сначала создает мелодию, а потом уже к ней подбираются слова? Или почему – наоборот?
Разные времена диктовали свои условия. Сегодня же популярен сонграйтинг.
Сонграйтинг — это написание песни с чистого листа до полноценной композиции, включая все элементы: концепцию, гармонию, мелодию и текст, аранжировку. Сонграйтер — это специалист, который пишет песни.
Я в этом не являюсь специалистом, однако некоторые ориентиры обозначить могу, а в конце дам небольшой список литературы на эту тему.
Итак, на что же нужно ориентироваться, создавая такие стихи?
1️⃣ Выбор музыкально-поэтического жанра
Казалось бы, о жанре надо задуматься в первую очередь. Поэты-песенники создают стихи для уже созданной мелодии чаще, чем наоборот. Но даже если наоборот, поэт должен представлять, какую песню можно создать на его стихи. Небрежное отношение к жанру стихотворения часто приводит к ограничению музыкального жанра: бардовская песня, шансон, «попса».
Между тем, выбор музыкально-поэтических жанров огромен (как и направлений, стилей): романс, элегия, рондо, рэп, гимн, марш, фолк, блюз, кантри, джаз, рок, хип-хоп, регги, тот же шансон, авторская песня и т.д., – во всем их жанровом разнообразии.
2️⃣ Ориентация на слушателя
От выбора музыкально-поэтического жанра зависит и аудитория слушателей. Любители духовной музыки вряд ли оценят шансон, и наоборот.
3️⃣ Содержание, тема, идея
Всегда хорошо, когда тема актуальна «здесь и сейчас» – то есть для нынешнего времени, мира. Есть, конечно, вечные темы: о любви, о природе, об одиночестве, о трудностях и радостях бытия… При их воплощении часто возникают шаблоны. Здесь важно сказать что-то новое, передать только вашу идею. В стихотворении она не звучит «прямо». Тысячи поэтов пишут о каком-то времени года, но хорошие поэты снова и снова находят новый ракурс, детали, образы, эмоции – уникальность видения, восприятия, переданную в слове.
4️⃣ Метр, размер, ритм
Ритм стихотворения отличается от музыкального. Музыкальный определяется физическим временем (песня звучит ровно так, как организована музыка), а стихотворение каждый читает по-разному. Представьте, что одну и ту же песню исполняют разные певцы по образцу. Да, они внесут новое, но не изменят ритм – нужна аранжировка, а стихотворение каждый сразу прочитает по-своему: динамично, минорно, делая акценты, паузы и т.д. Ритм тоже сохранится, но измерить его, как в музыке, трудно.
Мелодика стихотворения – это то, что создает акустическое впечатление. Не секрет, что поэты часто напевают свои стихи, подбирая слова, создавая гармонию, жертвуя более точным, но стилистически выбивающимся словом ради мелодичности.
Стоит проверить и стилевое соответствие слов, единство стиля. Нет ли однообразия, двусмысленности.
Сбой в размере всегда виден в исполнении. Происходит заминка или «проглатывание».
Размер, ритм может меняться в подобных стихах в зависимости от структуры стихотворения.
5️⃣ Композиция, структура
Делить или не делить стихотворение на куплеты и припевы – решать автору. Однако, как и в обычном стихотворении, важна кульминация, развязка.
Ритмические украшения: симметрия, чередование, различного рода повторы и т.д. – характерны для песни.
Лейтмотив – эмоциональные повторы, цепочка однотонных слов – подчеркивает, передает смысл стихотворения-песни.
6️⃣ Звуковая композиция стиха
Звуковая композиция стиха – это то, что создает мелодию.
Эвфония, аллитерация, ассонанс… – все работает на музыкальность. Борис Эйхенбаум, чья книга есть в списке, создал целую систему изучения мелодики стиха.
Мелодика в литературе – область поэтики, изучающая интонационный аспект поэтической речи. Она состоит в чередовании повышений и понижений звуков речи, свойственных как стихотворной, так и прозаической речи. Мелодическое движение воздействует на выразительность речи и её характер.
Фонетическое неблагозвучие, наоборот, убирает музыкальность, мешает. Стоит проверить:
► нет ли скопления гласных звуков на стыке слов;
► нет ли скопления согласных звуков в одном слове или в словосочетании (взгр, вздр, встр и др.);
► нет ли «немузыкальных» суффиксов в словах (ющ, щащ, ещущ и др.);
► музыкально ли скопление одной гласной в строке или строфе (не возникает ли «оканья», «аканья», «иканья»).
7️⃣ Лирический герой. Исполнение
От первого или третьего лица писать такое стихотворение – решать поэту. Тут важно, как песня может звучать: сольно, хором, а капелла или нет, мужской, женский голос, тембр и т.д.
Важна, конечно, и степень профессионализма, выбор инструмента. Это уже совместная работа поэта, композитора, исполнителя.
8️⃣ Узор рифм. Влияние классической рифмовки на музыкальность стиха
В «песенном» стихе бывают бедные рифмы, неточные. Это «стирается» при исполнении. Однако рифмы сами по себе создают определенную музыкальность.
Об этом поговорим далее.
🔴 Что почитать по теме (маленький список):
Азначеева Е. Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста.
Амброс А. Границы музыки и поэзии.
Белый А. Будем искать мелодии.
Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово.
Гречишина Е. Создание песни. Как начать писать тексты и музыку, стать себе продюсером и найти своих людей с помощью творчества.
Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии.
Кузнецова Е.Р. Музыкальный элемент как особенность сюжетостроения в русской лирической поэзии XIX-ХХ вв.
Макарова С.А. «Музыкальность» поэтического произведения.
Махов A. E. Музыкальность // Литературная Энциклопедия терминов и понятий.
Махов А.Е. Идея словесной музыки в европейской поэтике.
Пэт Паттисон. «Berklee Press – каталог – написание песен: основное руководство по лирической форме и структуре».
Пэт Паттисон. «Написание текстов песен | Руководство по написанию более качественных текстов».
Пэт Паттисон. «Написание песен: написание текстов».
Роднянская И.Б. Слово и музыка в лирическом произведении.
Серрано Шиа, Торрес Артуро, пер. Величко Н. Энциклопедия рэпа. Год за годом. Самые важные рэп-песни с 1979 года: обсуждения, комментарии, разбор.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.
Чернецов М. Рэп-фристайл: Пособие для начинающих. С нуля до первых побед.
Эдвардс Пол. How to Rap: The Art & Science of the Hip-Hop MC.
Эдвардс Пол. Как читать рэп.
Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха.
Продолжение следует
Автор статьи: Наталья Романова
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам