Найти в Дзене

Томас Элиот о музыке поэзии

Оглавление

КНИГИ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ

В обзоре сегодня: «Музыка поэзии», Т. Элиота. Книга, которую многие поэты считают настольной. И писателям она тоже будет интересна.

1️⃣ Об авторе:

Томас Стернз Элиот (1888 – 1965) — американо-британский поэт, представитель модернизма в поэзии, драматург, критик. В 1948 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «…новаторство в становлении современной поэзии». Награжден французским орденом Почетного легиона, британским Орденом Заслуг, получил немецкую премию Гете. С 1993 года присуждается премия Т. С. Элиота за лучший сборник новых стихотворений, впервые изданный в Великобритании или Ирландии, с 1997 — одноимённая премия для американских поэтов.
На русский язык переведены стихи Элиота, пьесы, научно-литературоведческие труды, лекции.
Творчество Томаса Элиота оказало немалое влияние не только на англоязычную поэзию, но и в целом на мировую культуру 20 века. На стихи Элиота написано много музыкальных произведений, в том числе знаменитый мюзикл «Кошки» Л. Уэббера.

2️⃣ О книге:

«Музыка поэзии» – так называется книга, но это лекции, прочитанные Элиотом в 1942 году и потом уже записанные и изданные.

🔵 «Итак, музыка поэзии — это мелодия, потаенно скрытая в общей речи времени. А раз так, то она должна потаенно присутствовать и в общей речи земли, откуда родом поэт».

🔴 Главная тема:
практика стихосложения, язык и музыка поэзии.

3️⃣ Соотношение теории и практики:

Т. Элиот рассматривает основные аспекты соотношения поэзии и музыки: структуры, языки, формы, разрушение форм и возникновение новых, безусловно, не в отрыве от смыслов.

🔵 «Может показаться странным, что, вознамерившись говорить о «музыке» поэзии, я подчеркиваю ее разговорную сторону. Но, во-первых, я хотел бы вам напомнить, что в поэзии музыка не существует отдельно от смысла. В противном случае у нас могла бы сложиться поэзия необычайной мелодической красоты, в которой не было бы никакого смысла, — и, признаться, я ни разу не встречал подобную поэзию. Очевидные исключения лишь указывают на разные степени действия этого правила: некоторые стихи трогают нас своей мелодичностью, и их смысл мы принимаем за данность; и есть стихи, увлекающие нас своим содержанием, а звуковую их сторону мы воспринимаем почти машинально».

При этом автор отмечает – иногда иронично, с юмором – разницу между поэзией и музыкой.

🔵 «Лишь незначительная часть современной поэзии предназначена для пения, остальная же предполагает проговаривание вслух — причем темы для разговора вовсе не исчерпываются жужжанием бессчетных пчел и пресловутым воркованием голубок в бессмертных вязах».

Автор подчеркивает именно «музыку слова», дает свое понимание этого понятия.

🔵 «Музыка слова рождается, так сказать, на стыке: она возникает, во-первых, из его связи со словами, непосредственно предшествующими и последующими, безотносительно к остальному контексту, и, во-вторых, из отношения непосредственного значения слова в этом контексте ко всем другим значениям, которые оно приобретало в других ситуациях, — ко всему более или менее широкому полю ассоциаций».

Вместе с тем, рассуждая о «музыкальной форме» стихотворения, теоретические рассуждения, описания приемов, способов автор подкрепляет примерами из классической литературы, обращается к творчеству Шекспира, Шелли, Томаса Отуэя, Мориса Уильяма, Блейка, Хопкинаса и других.

🔵 «Я вполне допускаю, что поэт может работать очень близко к музыкальной форме. Конечно, результат будет немного искусственным, но, как известно, стихотворение часто возникает на уровне ритма и лишь затем постепенно оформляется в слова. Часто именно ритм дает толчок идее и образу — едва ли этот опыт присущ только мне одному. Использование повторяющихся образов так же естественно в поэзии, как и в музыке. Некоторые потенциальные возможности стиха сходны с музыкальными формами: например, переходы в стихотворении сравнимы с отдельными частями симфонии или квартета, организация материала порой близка контрапункту в музыке. Пожалуй, камерная музыка в большей степени, чем симфоническая, сродни рождающемуся стихотворению».

4️⃣ Язык:

это лекция, потому, наверное, запись «уступает» живой речи. Мне лично не все было понятно, кажется, что что-то было упущено. А может, мне просто не хватает знаний. Однако читается легко, чувствуется неравнодушие автора к теме, эмоции.
Хочется «растащить» на цитаты.

🔵 «Подобно скульптору, поэт должен быть верен материалу, с которым работает. Из услышанных когда-то звуков он призван сотворить мелодию и гармонию стиха».

5️⃣ Плюс:

актуально и сейчас. Для писателей книга тоже будет интересна, поскольку в ней говориться о "музыке слова".

🔵 «Стихотворение всегда опережает форму в том смысле, что последняя вырастает из чьей-то попытки высказаться: точно так же и система стихосложения является лишь обобщением индивидуальностей в ритмах последовательной смены поэтов, влияющих друг на друга».

6️⃣ Минус:
нет минусов. Мне вообще импонирует точка зрения автора.

🔵 «Сомневаюсь, чтобы какое-то отдельное слово чисто со звуковой точки зрения было более красивым или менее красивым, чем другое, — в пределах языка, которому принадлежит, — ибо вопрос об относительной красоте языков — вопрос иного порядка».

7️⃣ Мой рейтинг:

9 из 10

📚 Все обзоры вы найдете подборке "Подборки книг"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.