Если Вселенная имеет причину, то эта причина должна существовать вне рамок самой Вселенной, то есть за пределами времени, пространства и материи. Поскольку все, что не ограничено временем, является вечным, а все, что не ограничено пространством и материей, можно определить как сверхъестественное, то причина Вселенной должна обладать этими характеристиками. Более того, для создания пространства и материи необходима безграничная сила, а для принятия решения о создании - разум.
Возражая против аргумента о первопричине, скептики часто выдвигают контраргумент: "Если у всего есть причина, то какова причина существования Бога?". Они считают, что это ставит теиста в затруднительное положение, поскольку, по их мнению, первая посылка аргумента обращается против него самого. Однако, подобное возражение основано на фундаментальном непонимании аргумента. Теистический аргумент утверждает, что причина необходима для всего, что имеет начало. Бог же, по определению, является вечным и не подверженным временным рамкам, следовательно, не нуждается в причине. Скептики, таким образом, приписывают Богу атрибуты, не соответствующие теистическому пониманию, а скорее напоминающие мифологических богов, возникающих из первобытного хаоса. Подобные представления противоречат библейскому откровению и были опровергнуты еще в античности. Следовательно, вопрос о причине первопричины, то есть Бога, является логически некорректным, подобно вопросу о количестве сторон у квадратного круга. Он не представляет собой реальную проблему для теистического аргумента, а является результатом ошибочной предпосылки.
Хотя вопрос "Кто создал Бога?" популярен среди некоторых атеистов, включая Ричарда Докинза, как способ опровергнуть существование Бога, многие атеисты, обладающие более глубоким пониманием теологии, считают его слабым и наивным. Джвеф Лавдер, атеист, критикует Докинза за использование этого аргумента, приводя в пример случай, когда он увидел книгу Докинза "Бог как иллюзия" в аэропорту. Лавдер был разочарован тем, что Докинз использовал упрощенную версию космологического аргумента и отвечал на него вопросом о причине существования Бога, назвав это "мусором" и выразив сожаление о том, что ему приходится отмежевываться от подобных аргументов.
В уже упомянутом космологическом аргументе в пользу существования Бога часто приводится пример бесконечности, который подчеркивает, что в реальном мире такое положение дел невозможно. Заурядные люди, как правило, не углубляются в подобные абстрактные вопросы, так как у них и без того много забот. Этими размышлениями занимаются философы, которые, как шутят, только и делают, что придумывают странные идеи. Тем не менее, в определенном смысле каждый из нас становится философом. Все зависит от того, что мы понимаем под словом «философ». Если вы хотя бы раз задумывались над вопросами существования, значит, вы уже принимали участие в философских размышлениях.
Говоря о концепции бесконечности, стоит отметить ряд проблем, одной из которых является пример с Отелем Гильберта. В этом теоретическом отеле существует бесконечное количество комнат, и соответственно, равное количество четных и нечетных номеров. Допустим, что все номера заняты. Затем, по какой-то причине, владелец решает попросить всех постояльцев, живущих в четных номерах, освободить свои комнаты. Таким образом, сколько постояльцев уходит? Поскольку количество четных и нечетных номеров одинаково и бесконечно, то выезжает бесконечное количество людей. И сколько же остаётся? В отеле остаются все гости, которые живут в нечетных номерах, а их, опять же, также бесконечное количество. В итоге получается, что из бесконечного числа комнат уходит бесконечное количество постояльцев, а количество оставшихся гостей абсолютно не меняется и также бесконечно! Это выглядит как абсурд.
Чтобы лучше понять проблему бесконечности, рассмотрим такой парадокс: допустим, кто-то заявляет, что досчитал до бесконечности. Интуитивно мы чувствуем, что здесь что-то не так. Ведь чтобы досчитать до бесконечности, нужно бесконечное время. Как же тогда можно закончить считать? Почему именно сейчас, а не в какой-то другой бесконечный момент? Этот абсурд показывает, что "актуальная" бесконечность, то есть бесконечность как завершенное состояние, нереальна. В математике же бесконечность часто используется как "потенциальная" бесконечность, то есть как возможность бесконечного продолжения процесса.
Поскольку концепция актуальной бесконечности не представляется возможной, то и Вселенная не могла существовать вечно, измеряясь в секундах, минутах и так далее. Это поднимает вопрос о бесконечности Бога. Не возникает ли здесь противоречие? На самом деле, нет. Важно различать два типа бесконечности. Когда мы говорим о невозможности бесконечного существования Вселенной, мы подразумеваем количественную бесконечность – бесконечное число отдельных единиц или элементов. Однако, бесконечность Бога – это качественная бесконечность. Она описывает не бесконечное количество составляющих, а безграничность Его атрибутов, таких как всемогущество, всеведение, святость и вечность. Всемогущество, например, не состоит из бесконечного числа "частиц" всемогущества, а является неделимым качеством. Таким образом, противоречия нет, поскольку космологический аргумент апеллирует к количественной бесконечности, в то время как бесконечность Бога – это бесконечность качественная.
Если статья вам понравилась, Поддержите её "пальцем вверх", а канал подпиской.
Вы также можете поддержать проект, жертвуя любую сумму на продвижение статей по этой ссылке