Смотрю я на то, что творится сегодня в школах и думаю…
А давайте вернемся в благословенную страну моего детства. И вспомним, как там было.
Как всегда, для комментаторов уточню. Я сейчас пишу о школах в 80-90 годах прошлого века в одном отдельно взятом городе. Возможно, у других было не так. Я пишу о своем опыте.
1 сентября и прочее
Опять же, смотрю на вакханалии, творящиеся первого сентября сейчас. Да я сама на них в свое время скидывалась, что там говорить.
Ах, детям надо устроить праздник! Скинемся на шары для украшения класса. Скинемся на ленты и картонные медали «Первоклассник». Скинемся на сладкие подарки – надо же, чтобы этот день детям положительно запомнился!
В результате родители толпятся в классе и фотографируют, учитель практически пляшет у доски, дети поглощают сладости, как не в себя. Получается нечто среднее между утренником в детском саду и семейным праздником.
А теперь скажите, почувствует вчерашний детсадовец смену статуса?
Что было у нас.
Пришли, честно простояли на линейке (а не посидели на скамеечке, как моя дочь в первом классе), прошли в класс. Учитель провела «Урок мира», по сути, довольно четко объяснив:
- Вы теперь школьники, учеба – ваша работа, вы должны к этому относиться серьезно и ответственно.
И прочее бла-бла-бла на эту тему. Затем провели экскурсию по школе, показали где и что, раздали учебники – на следующий день начинаем учиться.
И, знаете, как-то сразу было понятно:
- Баста, карапузики. Вы вляпались в нечто серьезное. Все, теперь с вас спрос чуть не как со взрослых. Вы уже не деточки-деточки, а школьники. А это звание обязывает.
Да даже весьма нелюбимая мною школьная форма вносила элемент своеобразной инициации. Все, теперь твой статус изменился, ты уже не ходишь, в чем тебе удобнее, ты уже школьник, ты должен соответствовать. И спрашивать с тебя будут, как с любого другого школьника, даже старшеклассника, ибо статус у вас одинаковый, поблажек не будет.
Учеба и школьные обязанности
Мы учились по шестидневке, уроки были по 45 минут. Даже в субботу. Даже у второй смены. Не было этого: если в две смены, то уроки по 40 минут (как сейчас в школах нашего города). Причем вторая смена не плавающая, как сейчас: то в 10 с чем-то, то в 11. Уроки начинались строго в 13.45, заканчивались ближе к 7 вечера. В нашей школе во вторую смену учились с 3 по 7 классы.
Кстати, в субботу не было никакого короткого дня, обычный учебный день. У меня вот 7 уроков было. А, уроки начинались не в 8, а в 8.15, потому что была обязательная зарядка. По понедельникам еще позже, потому что была политинформация. Которую проводили сами школьники, а не классные руководители.
Начальная школа была 3 года. И, надо сказать, мы тоже особых поблажек не имели. На привыкание уходила 1 четверть – то есть два месяца. Первый месяц – три урока в день. Второй – 4, как у всех. А вот в наше время это все сильно растягивается. У моей дочери, помнится, чуть не до конца декабря было какое-то сокращенное расписание.
Оценки… Да, в первую четверть не ставили, поощрением были звездочки, которые вкладывались за обложку тетради. Со второй четверти мы учились полноценно – обычные уроки, обычные оценки.
Сейчас в 1 классе безоценочная система. В одной из школ нашего города ее держат аж до 3 класса. Сталкивалась я с мальчиком Васей, который по этой системе учился. Он вообще не понимал, что такое оценки. И не знал, какие они у него. Так и говорил:
- А это нам недавно зачем-то ввели. Это я не знаю, это мама знает, вы у нее спрашивайте.
Да что далеко за примерами ходить. Во 2 классе многие одноклассники дочери были уверены, что надо смотреть на все оценки в целом, по всем предметам. И считали пятерки. И потом очень удивлялись, если итоговые оценки отличались от их подсчетов. Они не соображали, что по каждому предмету свои оценки, и что итоговая выводится на их основе.
Дежурства… Тут тоже на общих основаниях. В 1-2 классе мы подметали класс. В 3 уже мыли. Причем нехило так мыли – практически после двух смен, потому что первая смена часто успевала либо просто подмести, либо слегка протереть. То есть основная грязюка доставалась второй смене.
И, кстати, никаких скандалов по поводу дежурств не было, потому что дежурили все. Это не обсуждалось. И никто не пытался уклониться. Ибо это было стыдно: ты белоручка и не умеешь мыть пол? За тобой кто-то обязан убирать? В нашем Советском государстве прислуги нет.
И если ты уклонился, тебя поставят перед классом на собрании и так все выскажут, причем не только учитель, но и одноклассники, что ты бегом убираться побежишь. А дома еще и добавят, чтобы ты их не позорил, а то решат, что родители все за тебя делают, а ты ничего не умеешь.
В 4 классе мы переходили в среднее звено и начинали полноценно дежурить и по столовой, и по школе. У дочери это все начиналось с 7 класса. ) Кстати, дежурство по школе включало подачу звонков (это было самое любимое, потому что дающие звонки не учились), мытье двух раздевалок и всех коридоров на втором этаже школы.
А сейчас начальную школу растянули на 4 года – а толку? Первый класс превратили в какое-то продолжение детского сада – а зачем? И почему мы за три года умели и знали больше, чем нынешние школьники за 4? Думаю, потому что мы дурью меньше маялись, а просто учились, без всяких фокусов.
Учимся писать, так вот тебе пропись и фигачь пару страниц крючков. Без всяких рисуночков, презентаций, веселых рассказов про эти крючки и про то, как они хотят, чтобы их написали. Да, тяжело. Да, скучно. А кто тебе сказал, что будет легко и весело? Ты учиться пришел, а не пецки цацкать. Вот и учись. И, кстати, что-то ты не очень написал, давай-ка еще страницу сделай.
Кружки, секции и прочая внеучебная деятельность
Думаю, старое поколение еще помнит. В спортивных секциях тренер проверял дневник каждую неделю. Есть двойки – пока не исправишь и не предъявишь, секцию посещать не будешь. Все логично, потому что учеба – это главное. Спорт мешает – значит, ты пока без спорта. Учись, чтобы заслужить. И, разумеется, секции были бесплатные. Мало того, еще и тебе выдавали то, что необходимо: кимоно там и прочее.
К танцам и прочим кружкам это тоже относилось. Если много желающих, как на танцы, так с двойками-тройками могли и не взять. Да, да, даже если это были потенциально вторые Нуриевы.
Или так было. Моя сестра, Ведьма Анафемовна на танцы ходила. Так тем, кто учился на 4-5 (в том числе и сестре), выдали раскроенные заготовки для юбок. И дома их надо было сшить. Насколько я помню, расклешенные такие юбочки получились, белые в синий горох. И они танцевали на занятиях в них. А остальные – в своем.
И, насколько я помню, не было никаких криков:
- Ах, вы возносите одних детей над другими, вы вселяете неуверенность в тех, кому юбки не дали. Вы наносите детям без юбок психологическую травму.
Нет, а если на то пошло, дети с 4 и 5 что, эти юбки не заработали, что ли? Заработали. Своей хорошей учебой заработали. Вот вы вечером балду пинали, а они уроки делали.
И, конечно, никакого «забивания» на учебу из-за танцев не было, как это практикуется сейчас. Максимум на какой-то праздник могли официально с уроков снять, чтобы они выступили.
То есть и кружки, и секции – все работало НА школу, а не против школы.
Родители и их работа
И тут было все не так просто. Во-первых, фото детей-отличников висели на предприятиях на доске почета. С подписями, допустим:
- Ваня Иванов, отличник, сын начальника участка А.Б.Иванова.
Во-вторых, если ребенок плохо учился, вполне могли сообщить по месту работы родителей. И вот представьте, вызывает начальник главного инженера и начинает отчитывать по поводу того, что его сын три двойки получил. Отреагирует главный инженер уже в виде отца, как вы думаете? Еще как отреагирует. И сыну вставит по первое число, чтобы не позорил отца – передовика производства и уважаемого на предприятии человека.
Вообще, тогда очень сильна была связка «школа-предприятие». У нас, допустим, у каждого предприятия была подшефная школа. То есть предприятие оказывало какую-то материальную помощь, в случае необходимости посылало сотрудников, чтобы они поехали с классом в театр, цирк, сходили в поход.
Про поход я здесь писала:
Походы – обязательное завершение учебного года в школах
А с остальным иногда были казусы. Помню, наша учительница литературы рассказывала:
- Поехали мы с шефами в цирк, а дети начали разбегаться. А шефы же их в лицо не знают. Они хватают каждого, кто рядом и примерно совпадает по возрасту, и тащат ко мне: «Смотрите, ваш?»
А еще у нас были обязательные экскурсии на шефствующие предприятия. И, кроме того, что нам все показывали и обо всем рассказывали, обязательно показывали и доску почета:
- Вот, смотрите, а это наши лучшие работники. Вот папа Васи Иванова – он передовик производства, его цех каждый квартал занимает первое место по производству сипулек. Вася, ты гордишься папой? Ты стараешься быть таким же, как он, в учебе?
Опять же, обратите внимание, работа тоже нацеливала семьи НА школу. Очень активно внушалась идея: родители передовики, и вы, дети, не посрамите.
Да любые книги того периода почитайте. Обязательно описывается что-то вроде того, как папа приходит с работы, рассказывает, как они выполняют план, что пытаются придумать новаторского, чтобы его перевыполнить. И ребенок при этом рассуждает про себя на тему, что он должен быть в учебе, как папа в работе. Или папа ему открытым текстом об этом говорит. Или журит, если сын не соответствует.
***
Вывод. Серьезное отношение к учебе буквально вбивалось на государственном уровне.
Причем иногда это было весьма серьезно. Помните, Гоблин как-то рассказывал. Он из семьи военных, учился в ГДР. Так вот, если ты в школе получал двойки (или даже тройки были чреваты), то с твоими родителями просто не продляли контракт. И они ехали служить в условное Заполярье. Как вы думаете, как там родители относились к учебе детей? ))) Да и сами дети?
Я, конечно, не призываю к таким масштабным мерам. Я не призываю родителей к обязательным поркам за каждую полученную двойку. Я не призываю жен сообщать в партком об измене мужа.
Но вот часть такого отношения вернуть – и со стороны учеников, и со стороны их родителей, и со стороны государства – это я призываю.
А вы?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
P.S.: А теперь представьте современных родителей, детям которых выкатили такие условия обучения? Вот крику-то было бы (и, думаю, будет в комментариях):
- Мой ребенок пришел в школу учиться, а не работать уборщицей!
- Как в первом классе ребенок будет подметать!
- Как это учитель его обругал при всех у доски! Это унижение! Это психологическая травма! Надо было наедине, в уголочке.
- Учитель не увлекла, не заинтересовала! Ему скучно писать крючки и палочки!
- Я плачу за кружок, какое им дело, какие у моего ребенка оценки, их это не касается!
- Как они вообще смеют сообщать на работу об оценках моего ребенка, это разглашение личных данных и нарушение конфиденциальности!
И каждая реплика бы заканчивалась:
- Да я! Да я! Да я засужу/напишу в прокуратуру/пожалуюсь в ГОРОНО, Президенту, Спортлото, в Гаагский трибунал.
Ух, я им всем покажу!
А может, не всегда надо «показывать»? Может, надо просто выполнять свои обязанности? Потому что обязанность ребенка – учиться. А обязанность родителей – воспитать ребенка так, чтобы он эту свою обязанность выполнял.
Или как?
Вот о чем я писала 4 мая в прошлом году:
Ученица на занятии занимается своими делами, спит и отказывается отвечать
Интересные заявления учителей по весне
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.