Найти в Дзене

Драгоценности в ГИМ: Один день на выставке русского блеска и роскоши

Оглавление

Мы долго собирались на эту выставку, успели! И вы тоже можете, если захотите, но стоит поторопиться. Выставка продлится по 12 мая включительно .

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Зашли в первый зал, и сразу стало тесно и от людей, и от восторга.

Фото автора
Фото автора

Бархатные ленты, мерцающие диадемы, броши в форме птиц, застывших в полёте, платья с пайетками.

Фото автора
Фото автора

Воздух пахнул старинной роскошью, балами, интригами, царскими дворами.

ПОРТРЕТ КНЯГИНИ Т.А. ЮСУПОВОЙ, Фото автора
ПОРТРЕТ КНЯГИНИ Т.А. ЮСУПОВОЙ, Фото автора

Фото автора
Фото автора

Правила игры под названием «Блеск»

В XVIII–XIX веках украшения это не про «надеть и выйти». Это своего рода был язык.

Юные барышни носили жемчуг — символ чистоты. Никаких диадем! Только легкие броши, скромные серьги-гвоздики. На бал — одну нитку жемчуга, как у Наташи Ростовой.

Замужние дамы могли «засветиться» по полной: бриллиантовые кокошники-диадемы, каскады сапфиров на шее.

1. ДИАДЕМА, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА, ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХІХ в., ЗОЛОТО, СМАЛЬТА, БИСЕР, ТКАНЬ. 2. ДИАДЕМА, ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, БИРЮЗА, БРИЛЛИАНТЫ, ЖЕМЧУГ, ТКАНЬ. Фото автора
1. ДИАДЕМА, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА, ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХІХ в., ЗОЛОТО, СМАЛЬТА, БИСЕР, ТКАНЬ. 2. ДИАДЕМА, ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, БИРЮЗА, БРИЛЛИАНТЫ, ЖЕМЧУГ, ТКАНЬ. Фото автора

Чем выше статус, тем сложнее узоры.

Брошка. ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, БИРЮЗА, ЭМАЛЬ, АЛМАЗЫ ОГРАНКИ «РОЗА» ПОСТУПЛЕНИЕ: ИЗ СОБРАНИЯ КНЯЗЕЙ ЮСУПОВЫХ. Фото автора
Брошка. ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, БИРЮЗА, ЭМАЛЬ, АЛМАЗЫ ОГРАНКИ «РОЗА» ПОСТУПЛЕНИЕ: ИЗ СОБРАНИЯ КНЯЗЕЙ ЮСУПОВЫХ. Фото автора

Но даже тут — табу: вдовы носили только черный жемчуг и агаты.

Фото автора
Фото автора

Краткая история эрмитажных драгоценностей

Коллекция Эрмитажа началась с Петра I, основавшего Петербург. Ранние шедевры, вроде подвески-якоря, отражали дух эпохи.

Фото автора
Фото автора

Вживую сверкает как на солнце. Фото автора
Вживую сверкает как на солнце. Фото автора

Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна страстно пополняли сокровищницу: первая — золотыми туалетными приборами,

Фото автора
Фото автора

ТУЛОВО НЕСЕССЕРА Из ЧЕКАННОГО ЗОЛОТА В СТИЛЕ ЛЮДОВИКА XVI. ВНУТРИ НЕСЕССЕРА - ТАБЛИЧКА ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ, СКЛАДНОЙ НОЖ С ЗОЛОТЫМ ЛЕЗВИЕМ И РУКОЯТКОЙ, СТАЛЬНЫЕ ЗОЛОЧЕНЫЕ НОЖНИЦЫ, ЗОЛОТАЯ ЛОЖЕЧКА С ГРАВИРОВКОЙ, ЗОЛОТАЯ ПРОДЕВАЛЬНАЯ ИГЛА, СТАЛЬНАЯ ПИЛКА ДЛЯ НОГТЕЙ С ПИНЦЕТОМ, УХОВЕРТКА, ЦИЛИНДР С КАРАНДАШОМ И ПЕРОМ. Фото автора
ТУЛОВО НЕСЕССЕРА Из ЧЕКАННОГО ЗОЛОТА В СТИЛЕ ЛЮДОВИКА XVI. ВНУТРИ НЕСЕССЕРА - ТАБЛИЧКА ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ, СКЛАДНОЙ НОЖ С ЗОЛОТЫМ ЛЕЗВИЕМ И РУКОЯТКОЙ, СТАЛЬНЫЕ ЗОЛОЧЕНЫЕ НОЖНИЦЫ, ЗОЛОТАЯ ЛОЖЕЧКА С ГРАВИРОВКОЙ, ЗОЛОТАЯ ПРОДЕВАЛЬНАЯ ИГЛА, СТАЛЬНАЯ ПИЛКА ДЛЯ НОГТЕЙ С ПИНЦЕТОМ, УХОВЕРТКА, ЦИЛИНДР С КАРАНДАШОМ И ПЕРОМ. Фото автора

ПОДЗОРНАЯ ТРУБА принадлежала императрице Елизавете Петровне. Франция, Париж, СЕРЕДИНА XVIII в. ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, АЛМАЗЫ, РУБИНЫ, СТЕКЛО. Фото автора
ПОДЗОРНАЯ ТРУБА принадлежала императрице Елизавете Петровне. Франция, Париж, СЕРЕДИНА XVIII в. ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, АЛМАЗЫ, РУБИНЫ, СТЕКЛО. Фото автора

ТОЧИЛЬЩИК И ДВА АЛЕБАРДИСТА. Саксония, Дрезден. Первая треть XVIII в. СЕРЕБРО, АЛМАЗЫ, РУБИНЫ, ИЗУМРУДЫ, ЖЕМЧУГ, МРАМОР, СТЕКЛО, СЕРДОЛИК, ЭМАЛЬ. Фото автора
ТОЧИЛЬЩИК И ДВА АЛЕБАРДИСТА. Саксония, Дрезден. Первая треть XVIII в. СЕРЕБРО, АЛМАЗЫ, РУБИНЫ, ИЗУМРУДЫ, ЖЕМЧУГ, МРАМОР, СТЕКЛО, СЕРДОЛИК, ЭМАЛЬ. Фото автора

вторая — карманными часами с камнями и табакерками.

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Табакерка с букетом цветов. Саксония, Дрезден СЕРЕДИНА XVIII в., ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ, ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, БРИЛЛИАНТЫ. Фото автора
Табакерка с букетом цветов. Саксония, Дрезден СЕРЕДИНА XVIII в., ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ, ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, БРИЛЛИАНТЫ. Фото автора

При Екатерине II драгоценности обрели «дом» — Алмазный покой в Зимнем дворце, где блистали бриллианты, жемчуг и камеи.

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Фото автора
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Фото автора

Николай I перенес коллекцию в Новый Эрмитаж, открыв ее публике.

После революции собрание выросло за счет национализированных ценностей знати.

Ларец подарен Александру II Корпорацией Сити Лондона в 1878 году в честь его встречи с дочерью, великой княгиней, Марией Александровной, герцогиней Эдинбургской. Фото автора
Ларец подарен Александру II Корпорацией Сити Лондона в 1878 году в честь его встречи с дочерью, великой княгиней, Марией Александровной, герцогиней Эдинбургской. Фото автора

Ларец. ГЕРМАНИЯ, АУГСБУРГ, Конец XVII в. Фото автора
Ларец. ГЕРМАНИЯ, АУГСБУРГ, Конец XVII в. Фото автора

Мода и власть

До Петра I моды как таковой не было. Он ввел европейские наряды, а императрицы XVIII века стали ее законодательницами.

ПЛАТЬЕ БАЛЬНОЕ и ВЕЕР СКЛАДНОЙ Принадлежали  княгине Т.А. Юсуповой. ПЛАТЬЕ: ШЕЛК, АТЛАС, ТЮЛЬ, ПЕРЬЯ. ВЕЕР, 1850, Черепаха, пергамент, Гуашь. Фото автора
ПЛАТЬЕ БАЛЬНОЕ и ВЕЕР СКЛАДНОЙ Принадлежали княгине Т.А. Юсуповой. ПЛАТЬЕ: ШЕЛК, АТЛАС, ТЮЛЬ, ПЕРЬЯ. ВЕЕР, 1850, Черепаха, пергамент, Гуашь. Фото автора

Анна Иоанновна любила парчу с изумрудами, Елизавета Петровна заставляла придворных носить настоящие драгоценности, а Екатерина II разрешила дамам выбирать украшения самостоятельно.

Веер принадлежал императрице Марии Федоровне. Фото автора.
Веер принадлежал императрице Марии Федоровне. Фото автора.

Мужчины не отставали: их костюмы украшали пуговицы, пряжки, шпаги и табакерки.

От античности до модерна

К концу XVIII века в моду вошли камеи и платья-рубашки с золотыми цепями. К 1890-м пришел модерн: струящиеся платья, украшения-цветы и стрекозы.

Фото автора
Фото автора

Императрицы, как Александра Федоровна, подбирали камни под цвет платьев: сапфиры к голубому, аметисты к сиреневому.

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Роковые блеск и падение

Перед Первой мировой роскошь достигла пика: балы, туалеты, бриллианты.

Фото автора
Фото автора

-29

Фото автора
Фото автора

Браслет. Фото автора
Браслет. Фото автора

Но после революции Романовы и аристократы, бежавшие за границу, распродали сокровища на аукционах. Те, кто остался, потеряли все.

Фото автора
Фото автора

Интересные детали

Чугунная элегантность: В войну с Наполеоном дамы жертвовали драгоценности на армию, заменяя их изящными чугунными украшениями. Даже княгиня Юсупова носила такие.

Платье бальное 1826, принадлежало княгине З.И. Юсуповой. Веер чугунный ажурный складной. Фото автора
Платье бальное 1826, принадлежало княгине З.И. Юсуповой. Веер чугунный ажурный складной. Фото автора

Тайные послания: Камни в кольцах иногда складывались в зашифрованные слова.

Фото автора
Фото автора

Эрмитажные драгоценности — это летопись власти, страстей и трагедий. Мурашки, когда представишь, что каждый камень помнит тепло рук, носивших его. Говорят, камни помнят все.

Фото автора
Фото автора

Необычный объект для восхищения

Портбукет создавали, чтобы дольше сохранять свежесть мини-букетов. Внутрь чаши помещали влажный мох, а цветы фиксировали длинной шпилькой. На ручке крепилось кольцо с цепочкой — его надевали на палец, чтобы букет не упал, даже если его случайно выпустят из рук. 

Любопытно:

ОДИН ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ВЫСТАВКЕ ПОРТБУКЕТОВ СНАБЖЕН ВСТРОЕННЫМ КАРНЕ - СПЕЦИАЛЬНОЙ КНИЖЕЧКОЙ ДЛЯ ЗАПИСИ ТАНЦЕВ НА БАЛУ, СТРАНИЦЫ КОТОРОЙ ВЫПОЛНЕНЫ ИЗ КОСТИ, ПОСЛЕДНЮЮ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОПОЛНЯЛ НЕБОЛЬШОЙ КАРАНДАШИК, В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОН ВВИНЧИВАЕТСЯ В РУКОЯТКУ ПОРТБУКЕТА, КАРНЕ - НЕОБХОДИМЫЙ ПРЕДМЕТ НА БАЛАХ, ПОСКОЛЬКУ ОЧЕРЕДНОСТЬ ОБЕЩАННЫХ ТАНЦЕВ НИКАК НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПЕРЕПУТАТЬ.

Портбукеты. Фото автора
Портбукеты. Фото автора

Княгиня, пережившая свой век

С портрета Зинаида Юсупова смотрит, как живая: алые губы, осиная талия, изящные руки.

Фото автора
Фото автора

Ее называли «последней русской Венерой». Судите сами:

  • Отвергла десятки предложений, вышла замуж по любви.
  • Построила больницы, спасала людей во время голода.
  • Её сын Феликс убил Распутина. После революции она, когда-то богатейшая женщина империи, продавала вышивки в Париже, чтобы кормить семью. Умерла в нищете, но до конца носила черный жемчуг, как «вдовья вуаль» по России. Именно про нее я писала в статье об Архангельском и мистическом памятнике "Гений скорби".

Послевкусие

Выставка закончилась слишком быстро. Огоньки украшений снились мне сегодня ночью.

А еще я теперь понимаю, почему Екатерина II говорила: «Лучше переборщить с бриллиантами, чем с искренностью». Хотя у нее получалось и то, и другое.

Кто планирует попасть на выставку, стоит поторопиться, она продлится до 12 мая 2025. Стоимость билета 800 рублей, рекомендую уточнить на официальном сайте.

И да, если соберетесь в праздники и плохую погоду, то утро - подходящее время! Днем на вход очереди стояли. А билеты лучше купить онлайн, по той же причине.

Если вы уже побывали на выставке, делитесь впечатлениями, что понравилось больше всего! Если нет, пишите, хотели бы побывать? Или уже видели эту красоту раньше в Эрмитаже?

#выставка драгоценности #драгоценности двора #драгоценности блеск #драгоценности блеск двора #русские драгоценности #драгоценности русского двора #драгоценности блеск русского #выставка драгоценности двора #выставка драгоценности блеск #драгоценности блеск русского двора #выставка русские драгоценности #выставка драгоценности русского двора #выставка драгоценности блеск русского двора #исторические драгоценности #драгоценности выставка исторический