Мы долго собирались на эту выставку, успели! И вы тоже можете, если захотите, но стоит поторопиться. Выставка продлится по 12 мая включительно .
Зашли в первый зал, и сразу стало тесно и от людей, и от восторга.
Бархатные ленты, мерцающие диадемы, броши в форме птиц, застывших в полёте, платья с пайетками.
Воздух пахнул старинной роскошью, балами, интригами, царскими дворами.
Правила игры под названием «Блеск»
В XVIII–XIX веках украшения это не про «надеть и выйти». Это своего рода был язык.
Юные барышни носили жемчуг — символ чистоты. Никаких диадем! Только легкие броши, скромные серьги-гвоздики. На бал — одну нитку жемчуга, как у Наташи Ростовой.
Замужние дамы могли «засветиться» по полной: бриллиантовые кокошники-диадемы, каскады сапфиров на шее.
Чем выше статус, тем сложнее узоры.
Но даже тут — табу: вдовы носили только черный жемчуг и агаты.
Краткая история эрмитажных драгоценностей
Коллекция Эрмитажа началась с Петра I, основавшего Петербург. Ранние шедевры, вроде подвески-якоря, отражали дух эпохи.
Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна страстно пополняли сокровищницу: первая — золотыми туалетными приборами,
вторая — карманными часами с камнями и табакерками.
При Екатерине II драгоценности обрели «дом» — Алмазный покой в Зимнем дворце, где блистали бриллианты, жемчуг и камеи.
Николай I перенес коллекцию в Новый Эрмитаж, открыв ее публике.
После революции собрание выросло за счет национализированных ценностей знати.
Мода и власть
До Петра I моды как таковой не было. Он ввел европейские наряды, а императрицы XVIII века стали ее законодательницами.
Анна Иоанновна любила парчу с изумрудами, Елизавета Петровна заставляла придворных носить настоящие драгоценности, а Екатерина II разрешила дамам выбирать украшения самостоятельно.
Мужчины не отставали: их костюмы украшали пуговицы, пряжки, шпаги и табакерки.
От античности до модерна
К концу XVIII века в моду вошли камеи и платья-рубашки с золотыми цепями. К 1890-м пришел модерн: струящиеся платья, украшения-цветы и стрекозы.
Императрицы, как Александра Федоровна, подбирали камни под цвет платьев: сапфиры к голубому, аметисты к сиреневому.
Роковые блеск и падение
Перед Первой мировой роскошь достигла пика: балы, туалеты, бриллианты.
Но после революции Романовы и аристократы, бежавшие за границу, распродали сокровища на аукционах. Те, кто остался, потеряли все.
Интересные детали
Чугунная элегантность: В войну с Наполеоном дамы жертвовали драгоценности на армию, заменяя их изящными чугунными украшениями. Даже княгиня Юсупова носила такие.
Тайные послания: Камни в кольцах иногда складывались в зашифрованные слова.
Эрмитажные драгоценности — это летопись власти, страстей и трагедий. Мурашки, когда представишь, что каждый камень помнит тепло рук, носивших его. Говорят, камни помнят все.
Необычный объект для восхищения
Портбукет создавали, чтобы дольше сохранять свежесть мини-букетов. Внутрь чаши помещали влажный мох, а цветы фиксировали длинной шпилькой. На ручке крепилось кольцо с цепочкой — его надевали на палец, чтобы букет не упал, даже если его случайно выпустят из рук.
Любопытно:
ОДИН ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ВЫСТАВКЕ ПОРТБУКЕТОВ СНАБЖЕН ВСТРОЕННЫМ КАРНЕ - СПЕЦИАЛЬНОЙ КНИЖЕЧКОЙ ДЛЯ ЗАПИСИ ТАНЦЕВ НА БАЛУ, СТРАНИЦЫ КОТОРОЙ ВЫПОЛНЕНЫ ИЗ КОСТИ, ПОСЛЕДНЮЮ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОПОЛНЯЛ НЕБОЛЬШОЙ КАРАНДАШИК, В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОН ВВИНЧИВАЕТСЯ В РУКОЯТКУ ПОРТБУКЕТА, КАРНЕ - НЕОБХОДИМЫЙ ПРЕДМЕТ НА БАЛАХ, ПОСКОЛЬКУ ОЧЕРЕДНОСТЬ ОБЕЩАННЫХ ТАНЦЕВ НИКАК НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПЕРЕПУТАТЬ.
Княгиня, пережившая свой век
С портрета Зинаида Юсупова смотрит, как живая: алые губы, осиная талия, изящные руки.
Ее называли «последней русской Венерой». Судите сами:
- Отвергла десятки предложений, вышла замуж по любви.
- Построила больницы, спасала людей во время голода.
- Её сын Феликс убил Распутина. После революции она, когда-то богатейшая женщина империи, продавала вышивки в Париже, чтобы кормить семью. Умерла в нищете, но до конца носила черный жемчуг, как «вдовья вуаль» по России. Именно про нее я писала в статье об Архангельском и мистическом памятнике "Гений скорби".
Послевкусие
Выставка закончилась слишком быстро. Огоньки украшений снились мне сегодня ночью.
А еще я теперь понимаю, почему Екатерина II говорила: «Лучше переборщить с бриллиантами, чем с искренностью». Хотя у нее получалось и то, и другое.
Кто планирует попасть на выставку, стоит поторопиться, она продлится до 12 мая 2025. Стоимость билета 800 рублей, рекомендую уточнить на официальном сайте.
И да, если соберетесь в праздники и плохую погоду, то утро - подходящее время! Днем на вход очереди стояли. А билеты лучше купить онлайн, по той же причине.
Если вы уже побывали на выставке, делитесь впечатлениями, что понравилось больше всего! Если нет, пишите, хотели бы побывать? Или уже видели эту красоту раньше в Эрмитаже?
#выставка драгоценности #драгоценности двора #драгоценности блеск #драгоценности блеск двора #русские драгоценности #драгоценности русского двора #драгоценности блеск русского #выставка драгоценности двора #выставка драгоценности блеск #драгоценности блеск русского двора #выставка русские драгоценности #выставка драгоценности русского двора #выставка драгоценности блеск русского двора #исторические драгоценности #драгоценности выставка исторический