Евгений Копейкин - о пионерских лагерях, сборах, дороге и выборе "престижной" кровати.
Сколько стоила путевка
Я в пионерские лагеря ездил с 5 до 13 лет - 1953-го по 1961 годы. Первый, где я побывал, находился под Звенигородом, на Москве-реке. Это был лагерь от Автобазы № 1 Мосторгтранса, которая располагалась на Лесной улице. Там моя мать работала поваром в столовой.
Путевки в те времена выдавал местный комитет профсоюза практических всем желающим работникам автобазы. Полная стоимость детской путевки на 28 дней составляла 14 рублей, но это только тем, у которых родители работали в других организациях. Своим путевка обходилась в 7 рублей, а для малообеспеченных она была и вовсе бесплатна. (Цены после 1961 года).
Предотъездная суета
Конечно, перед тем, как отправить ребенка в лагерь родителям приходилось побегать. Требовались справки - от санэпидстанции об отсутствии инфекционных заболеваний и контактов с больными и из домоуправления.
Предлагерный медосмотр детей проходил прямо на автобазе, куда в этот день кроме терапевта приглашали и врачей-специалистов – лора, окулиста, хирурга. И наконец появлялись списки – уже с разбивкой по отрядам, с указанием вожатых и воспитателя. 6-й отряд - самые маленькие, 1-й – старшие, 5 - 6-классники. Всего получалось человек 150, в каждом отряде по 15-25 детей.
Там же, на информационном стенде автобазы вывешивался список необходимых одежды и вещей. Тут главное было не забыть пришить к майкам, шароварам и прочей одежке именные метки, чтоб не растерять. Годы это были послевоенные, и естественно, изобилием девчачьих и мальчишеских вещей похвастаться мало кто мог.
На старте
Ну все – назначены дата и время. Наконец, настает долгожданный день. На пункте сбора - на территории автобазы - собирается целая толпа: дети, родители, бабушки, дедушки. Ребят выстраивают по отрядам у прибывших автобусов со знаками "Осторожно, дети". Все вещи - чемоданы, рюкзаки - в грузовик. С собой в дорогу разрешается брать только воду и печенье. Все усаживаются.
Через открытые окна звучат последние наставления, тянутся руки. Слезы на глазах уезжающих и остающихся. Впереди колонны "Победа" - машина сопровождения ОРУД (отдел регулирования уличного движения), позади - ГАЗик со старшим пионервожатым, людей из администрации и месткома автобазы.
Дорога
Самодеятельный оркестр, две трубы, аккордеон и барабан, заиграл какой -то марш и колонна из шести автобусов двинулась в полуторачасовой путь - к пригороду Звенигорода.
В первом автобусе, где 6-й отряд, одни 6-7-летние малыши и я пятилетний, потому что маму мою откомандировали на три месяца работать поваром в пионерлагерь.
С нами в автобусе медсестра с сумочкой с медикаментам. Замыкает колонну 1-й отряд, важные ребята и девчата, которые не первый раз едут в этот лагерь и потому чувствуют себя старожилами.
По дороге, где-то на середине пути, обязательно остановка на обочине дороги в тихом лесном массиве: кому в туалет, а кому просто перекусить - на ходу пить и есть печенье вожатые запрещали. Помню, одного мальчика укачало от дороги и закружилась голова, медсестра что-то дала ему понюхать и таблетку .
Приехали!
Еще примерно полчаса дороги, и мы въезжаем в открытые ворота пионерлагеря. Организованно выходим из автобуса, затем перекличка пофамильно и поотрядно, и вперед - на новое место жительства на 28 дней. Корпус один, очень широкий, деревянный, квадратный, остекленные веранды-спальни по периметру.
Теперь начинается самое интересное — выбор спального места. Самыми престижными считались кровати в углу или около окна. Те, кто пошустрее и посообразительней, быстро захватывали хорошие места. Между кроватями -двухуровневая деревянная тумбочка. В ней тоже имелась более "престижная" полка - верхняя.
Пока мы разбирались с местами, вожатые и персонал разгружали грузовик с нашими вещами и по надписям распределяли по отрядам. Зубной порошок или пасту, зубную щетку и мыло и прочее принимала на хранение сестра-хозяйка, потом выдавала строго по расписанию. После беглого опроса врача и медсестры о самочувствии нас начали знакомить с территорией и местами общего пользования.
Рассказали об общем распорядке дня и категорически предупредили: за забор ни шагу! И началась наша лагерная жизнь. Прежде чем рассказывать про нее, хочу познакомить вас с персоналом лагеря - с теми, кто нас кормил, лечил, развлекал и воспитывал.
Взрослые
В штате столовой лагеря было три повара, две посудомойки, уборщица и
истопник. Как правило, на должности обслуживающего персонала набирали
местных - из ближайшего села Каринское. На фото в столовой — посудомойка тетя Настя, киномеханик и он же электрик дядя Костя, две уборщицы и я:
Вот еще фотография. Здесь помню повара тетю Надя и другую - ее все звали Матильда, хотя по паспорту она была Матрена:
Вожатых, физкультурника и баяниста набирали из педагогических
училищ или институтов.
Остальное - в следующей части.
Продолжение:
Еще о пионерлагерях 1950-х: