Евгений Копейкин продолжает рассказ о пионерских лагерях, куда он ездил с пяти лет, о том, как научился паять, о метании гранат и подушек.
Метали гранаты и искали вымпел
Долгожданными событиями в лагере были спортивная Олимпиада и игра на местности. Об их начале объявляли накануне на вечерней линейке. Значит, впереди соревнования по бегу на 100 метров, прыжки в длину и высоту, подтягивание на турнике и метание гранаты - отдельно по отрядам и для мальчиков и девочек.
Играли в футбол между отрядами. Победители на вечерней линейке награждались грамотами и значками с изображением спортсменов.
Еще мы с нетерпением ждали игру на местности. Вожатый или физрук прятали за территорией лагеря небольшой флажок или вымпел. Для того, чтобы его найти, выставлялись ориентиры — стрелки из шишек, вешались тряпочки на ветках деревьев или короткие записки с указанием направления.
Я научился паять
В каждом пионерлагере, где я был (Звенигород, Руза, Ступино, Михнево), организовывались кружки по интересам - умелые руки, фото, художественная самодеятельность, рисование, а в последние годы еще и радиокружок.
Помню, как собирали из деталей сначала простейшие детекторые радиоприемники, а позже - на транзисторах. Там я научился пользоваться паяльником и читать радиосхемы. Работала библиотека с детскими книгами. Библиотекарями обычно были дежурные - ребята из старших отрядов. Книги потом сдавать, конечно, забывали, и вожатые в конце смены собирали их по нашим тумбочкам.
У каждого отряда была своя песня, обычно что-нибудь детское, популярное, а у старших - всем известная "Катюша". Те, кто занимался в кружке художественной самодеятельности еще разучивали пару песен или какую-то сценку для межотрядного конкурса и концерта при закрытии смены.
Родительский день
Родительский день за всю смену был только один. Ух, как все его ждали! 1953 год, после войны прошло 8 лет. Не у всех были полные семьи, а к некоторым вообще приезжали родственники. Да и транспорт был неудобный и редко ходил по расписанию. Доезжали до Звенигорода на электричке, а потом на рейсовом автобусе, ходившем всего два раза в день - утром и вечером.
Привозили в основном печенье, пряники, сушки. Продукты собственного приготовления детям передавать запрещалось. Мы, конечно, делились, угощали друг друга. Выход за территорию даже с родителями был запрещен. В молодом сосняке стояли лавочки, там и кучковались.
Эхо войны
Однажды на территории лагеря появились саперы с миноискателями. Оказалось что недалеко от нашего звенигородского лагеря деревенские ребята подорвались на мине, оставшейся со времен войны. Солдаты обследовали каждый уголок лагеря, нашли какие-то металлические предметы, обозначили их флажками и категорически запретили к ним приближаться. Как потом оказалось, это были гильзы.
Примерно раз в смену, когда я уже был в старших отрядах, мы выходили на прополку в колхозе, который снабжал лагерь овощами. Относились к делу вполне серьезно, даже соревновались.
Баянист придет на помощь
Когда наставали жаркие дни, больше всего на свете мы ждали купания. В верховьях Москвы-реки вода чистейшая. Никакой специальной купальни не было. Посередине реки, на излучине, был намытый песчаный остров, между них и берегом - тихий проток шириной метров 7-8 и глубиной до метра. Там мы и купались. Запускали нас в воду по 10 человек. Обязательно присутствовали физкультурник, баянист и электрик, готовые кинуться на помощь. Выгоняли из воды чуть ли не силой.
Один раз в смену организовывали турпоход - с утра до полдника. Уходили недалеко от лагеря, устраивали стоянку, там нам рассказывали о природе и способах ориентирования в лесу. А обед привозили на машине в термосах, с алюминиевыми тарелками и кружками. Сметали все, без остатка.
Карнавал, именинный пирог и танцы
Каждую смену в лагере проходил карнавал. Наряжались в самодельные костюмы кто во что горазд. Я например - в рыцаря. Из картонной обувной коробки делал шлем, брал деревянный меч. Устраивали карнавальное шествие. Рядом с лагерем, забор в забор, находился знаменитый дом отдыха имени Чкалова - для летчиков. И наше шествие вместе со зрителями проходило по его территории. Летчикам, кажется, нравилось.
Недавно проезжал это место, к сожалению от дома отдыха остались одни развалины.
Дни рождения отмечались скромно. На кухне пекли небольшой песочный пирог, и во время завтрака он с поздравлениями вручался имениннику. Через мгновение от пирога не оставалось и следов, но каждому хоть по маленькому кусочку доставалось. По вечерам для старших устраивали танцы под баян — танго, фокстрот.
После обеда, как положено, был тихий час. Спали днем не все. Некоторые дрались подушками.
Смена закончилась
На прощание традиционно проходил пионерский костер. На берегу реки заранее пирамидкой укладывали дрова. И за день-два до закрытия лагеря, после ужина, все отряды рассаживались вокруг костра. Почетная миссия разжигания огня поручалось самым активным старшим ребятам. У костра проходил своеобразный концерт - каждый отряд готовил какой либо номер. А потом часов до 11 вечера все пели под баян.
Все, последняя - торжественная - линейка со спуском флага. Отличившимся вручаются грамоты и подарки, обычно книги. На следующий день после завтрака вожатые отдают команды забрать все из тумбочек и сложить в чемоданы или вещмешки. Последний обед, и примерно часа в два прибывает колонна автобусов. До свидания, лагерь, до новых встреч!
Начало:
Другие пионерлагеря: