Начиная с 1 мая 2025 года, российский рынок потребительских товаров ждет серьезный переворот. Введение обязательной маркировки для косметики, бытовой химии и бакалеи – очередной шаг в цифровизации торговли или скрытый механизм ценового давления на потребителя?
Прозрачность или иллюзия контроля?
С первого дня мая вступает в силу требование, согласно которому вся продукция категорий моющих и чистящих средств, косметика и продукты бакалеи (чипсы, снеки, сухарики и другие) обязана получить специальную маркировку. Представители Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) – оператора системы "Честный знак" – с энтузиазмом рассказывают об ожидаемых преимуществах: повышение прозрачности рынка, защита от подделок, возможность для потребителя отследить происхождение товара.
"Просто отсканируйте упаковку через приложение, и вся информация о производителе, составе и сроках годности – в вашем телефоне!" – убеждают нас разработчики системы.
Звучит прекрасно, не правда ли? Словно в волшебной сказке о цифровом будущем, где недобросовестным производителям нет места, а каждый потребитель превращается во всезнающего эксперта с помощью одного клика.
Между строк официальных заявлений
Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов уверенно заявляет, что "маркировка никак не повлияет на стоимость товаров". Более того, по его словам, многие компании "заранее подготовились к вводу обязательных требований и воспользовались программами поддержки и бесплатными решениями".
Каждый раз, когда чиновники или представители регулирующих органов клятвенно обещают отсутствие влияния на цены, у опытного российского потребителя должен срабатывать внутренний сигнал тревоги. Вспомните, как нам рассказывали о том, что введение маркировки молочной продукции не отразится на ценниках? А что мы наблюдали впоследствии?
Цифры и факты: масштаб перемен
Согласно официальной информации, в системе уже зарегистрировано:
- 3900 производителей и 2600 импортеров бытовой химии и косметики
- 38000 компаний, выпускающих снеки, чипсы и другую продукцию бакалейной группы
Впечатляющие цифры, демонстрирующие колоссальный масштаб изменений! Но задумывались ли вы о том, что каждый из этих производителей вынужден был внедрить новое оборудование, программное обеспечение, обучить персонал и перестроить логистические процессы?
Маркировка – панацея или плацебо?
Ирония ситуации заключается в том, что потребитель, которому обещают новый уровень защиты, может не получить ожидаемых преимуществ. Вспомним историю с маркировкой молочных продуктов – стал ли рынок заметно чище? Улучшилось ли качество? Исчезла ли пресловутая "пальма" из сыров? НЕТ. Сталь только больше.
Эксперты рынка, не связанные с ЦРПТ, высказывают серьезные опасения относительно эффективности системы. Проблема фальсификата решается не сколько цифровыми метками, сколько системным подходом к контролю качества на всех этапах производства и реализации.
Кто на самом деле оплатит цифровую обязаловку?
Любые дополнительные затраты на производстве – это всегда дополнительная нагрузка, которая рано или поздно будет переложена на конечного потребителя. Производители – не благотворительные организации, они обязаны сохранять рентабельность.
Давайте посмотрим правде в глаза: хватит уже врать! Люди, запомните, если в нашей стране вам говорят, что цены не вырастут - значит ждите невероятного рывка цен в стратосферу!
"Любые дополнительные маркировки это всегда нагрузка на производителя, а тот тоже не дурак, будет закладывать все эти идиотские издержки в стоимость, поэтому ждем новый рост цен, например в 2 раза. Не терпится увидеть обновленные ценники в магазинах уже, и конечно же бесполезную маркировку по примеру с молочкой, что как был сыр из пальмы так и остался. Слов нет." - примерно такие комментарии можно встретить в соцсетях.
Потребитель – последний в цепочке
Возможно, вы скажете: "Ну, подорожает пачка чипсов на несколько рублей – не страшно". Но проблема в системном подходе. Представьте: цены растут на коммунальные услуги, транспорт, основные продукты питания... И вот уже каждый дополнительный рубль становится ощутимым.
А главное – отсутствие прозрачности в объяснении причин этого роста. Маркировка станет удобным оправданием для очередного повышения, при этом реальная эффективность системы может оказаться минимальной. И окажется. Обязательно.
Международный опыт: учимся ли мы?
Интересно, что многие развитые страны идут по пути упрощения регулирования, снижения административной нагрузки на бизнес, особенно на малых и средних предпринимателей. Наш же путь – это постоянное усложнение, новые требования, дополнительные затраты.
Возникает закономерный вопрос: создаем ли мы действительно эффективную систему защиты потребителя или же просто громоздкую бюрократическую конструкцию, которая в итоге ляжет дополнительным грузом на кошельки граждан?
Взгляд в будущее: что дальше?
Процесс тотальной маркировки товаров продолжится. На очереди, вероятно, будут и другие категории продукции. Каждый раз нам будут обещать неизменность цен и повышение качества.
Вопрос к вам, уважаемые читатели: верите ли вы в сказки о том, что очередное регуляторное требование не отразится на ценнике в магазине? Поделитесь своим мнением в комментариях: помогает ли вам система маркировки выбирать более качественные товары или это просто дополнительное неудобство, за которое мы все платим?
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет вообще супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!