В Ставропольской губернии контрреволюция не имела широкой социальной базы, как на Дону, Кубани и Тереке и уже в январе 1918г. Народный съезд в Ставрополе провозгласил Советскую власть. Съезд избрал местные руководящие органы: губернский исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров во главе с большевиком А.А. Пономаревым. Комиссаром по военным делам был назначен Н.А. Анисимов, который развернул формирование первых отрядов Красной гвардии. Костяком Красной гвардии стали солдаты 39-й пехотной дивизии и матросы-черноморцы.
В среде ставропольского офицерства мнения о политическом процессе в стране разделились: одни поддержали Советы и пошли служить в органы новой власти; вторые держали нейтралитет; третьи – непримиримые, начали готовить свержение советского строя. В феврале 1918г. после роспуска Лысонского ударного батальона и Самурского полка, офицеры этих частей создали тайную боевую организацию. К июню 1918г. организация под руководством полковника П.Ф. Ртищева насчитывала до 400 чел.
Создавались схроны оружия и боеприпасов, устанавливалась связь с контрреволюционным подпольем на Кубани и Тереке. Для разведки и саботажа некоторые члены белого подполья вступили в Красную гвардию и местные органы власти. Несмотря на кропотливую работу, малочисленность и слабость сил контрреволюции на Ставрополье не позволяла им вступить в открытое противоборство с Красной гвардией. Требовалась помощь извне. И вскоре эта помощь появилась.
В конце июня 1918г. Добровольческая армия выступила в свой 2-й Кубанский поход. Боевые действия развернулись вдоль железнодорожной линии Царицын – Тихорецкая. Добровольцы выбили большевиков из Шаблиевки, а затем и из станицы Великокняжеской, радикальным образом изменив для Советов ситуацию на Северном Кавказе. В июле 1918г. дивизии Деникина наступали на узловую станцию Тихорецкую. В Ставрополье ещё весной для противодействия добровольцам на севере губернии был образован Медвеженский боевой участок, где находились самые боеспособные части Красной гвардии. Медвеженский участок нависал над левым флангом, наступающей Добровольческой армии. Для устранения фланговой угрозы Деникин выделил 2-ю дивизию генерала Боровского. Разгром белогвардейцами частей Медвеженского боевого участка привел к отступлению войск, большому количеству дезертиров и распространению панических слухов.
Вожди белогвардейского подполья в Ставрополе на волне панических слухов решили – настал момент истины и нужно начинать вооруженное выступление. Но! Добровольческая армия шла на Тихорецкую против главных сил Красной армии Северного Кавказа, а на Ставропольском направлении лишь устраняла фланговую угрозу и помощи восставшим добровольцы оказать не могли никакой.
Вооруженное выступление полковником Ртищевым было назначено на 2:00ч. 10.07.1918г. Внешне обстановка благоприятствовала – части Ставропольского гарнизона были ослаблены отправкой войск на Медвеженский фронт. В городе оставалось около 400 красноармейцев, но было и несколько тысяч рабочих, получивших на руки винтовки. По плану восстания около 150 рабочих должны были поддержать повстанцев. Ожидалось, что основная масса рабочих останется нейтральной, а после успеха восстания перейдет на сторону повстанцев. Отряд военнопленных-интернационалистов (около 200 чел.), также обещал сохранить нейтралитет. Из села Петровского и Баталпашинского отдела на помощь должны были подойти отряды полковника Шкуро.
Внешне план восстания был вполне реалистичен, но последующие события показали, что в оценке обстановки сделаны большие допущения. Первым посыпался Шкуро. В южной части Ставропольского уезда путь белоказакам преградили отряды под командованием К.А. Трунова, П.Л. Романенко, Д.Т. Деркача. Несмотря на все попытки, Шкуро к Ставрополю, так не прорвался.
Вечером 09.07.1918г. мятежники мелкими группами собирались по конспиративным квартирам, где организовывались и получали оружие. В 2:00ч. мятежники начали стекаться к месту общего сбора – на Варваринскую площадь. Несмотря на приличную численность подполья – 400 чел, по факту оказалось, что число взявших в руки оружие ничтожно – всего 86 чел. Многие скрытые белогвардейцы не рискнули выступить.
Малочисленность восставших, однако, полковника Ртищева не смутила и он решил продолжать вооруженное выступление. Мятежники атаковали казармы с красноармейцами. Часть красноармейцев, ввиду внезапного нападения, поддалась панике и бросилась бежать. Другая – оказала сопротивление, бросая гранаты и отстреливаясь. Первый успех развить не удалось, так как повстанцы располагали слишком малыми силами, а помощь всё не приходила. Отряд интернационалистов, обещавший держать нейтралитет, выступил на стороне большевиков. Вооруженные рабочие также находились на советской стороне. На улицах появились автомобили с матросами, вооруженными пулеметами.
Общее руководство советскими частями, подавляющими офицерский мятеж, возглавил губвоенком В.Я. Петров. Утром белогвардейцы, обстреливаемые со всех сторон, терпя большой урон, стали отходить к окраине города за Новый Форштадт. На подкрепление к большевикам в Ставрополь начали прибывать отряды с Медвеженского боевого участка.
18 мятежников с полковником Ртищевым бежали в сторону предместья – Татарки, где укрылись в овраге. Как было сказано в начале статьи широкой поддержки местного населения белогвардейцы не имели. При помощи местных жителей красноармейцы Дербентского полка добили остатки мятежников, а заводилы – братья Ртищевы были казнены на следующий день.
По теме:
2-й Кубанский поход Добровольческой армии. Стратегия
Кубань 1918г. Казачьи восстания. Причины
Кубань 1918г. Ейское казачье восстание
Кубань 1918г. Таманское казачье восстание
Вероломство казаков. Тираспольский отряд
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал