До сих пор не утихает полемика вокруг идеи создания внештатной армии на частной основе и существовавшего в России негосударственного вооружённого формирования - частной военной компании «Вагнер». Но я не стану акцентироваться на этом, тем более,- обсуждать оперативно-логистический аспект, зная, чем всё это в конечном итоге завершилось.
Тем не менее, нельзя не отметить значимую роль ЧВК в ходе проведения СВО на Украине, где «музыканты» действовали в координации с силовыми структурами России как параллельная военизированная структура. В частности, значителен их вклад в освобождение Бахмута в мае 2023 года.
Общеизвестно, что состав ЧВК был достаточно неоднородным и разношёрстным, при этом значительную часть бойцов составляли заключённые (как бывшие, так и действующие). В такой ситуации удивительным является тот факт, что бок о бок с «сидельцами» воевали те, кто в их прежней жизни находился по другую сторону баррикад - бывшие сотрудники МВД. Узнав о том, что в числе таких «солдат удачи» находился вышедший в отставку начальник ОУР моего бывшего ОМВД, не преминул воспользоваться случаем пообщаться с Денисом и порасспросить о мотивах столь неожиданного для большинства его коллег-полицейских решения.
Вот как об этом вспоминает сам майор полиции в отставке (далее повествование пойдёт от первого лица):
Уволившись из МВД в сентябре 2022 года, я наконец-то впервые смог оторваться по-настоящему и отдохнуть за последние 23 года! Купил телевизор Smart TV и месяца три наслаждался ничегонеделаньем. По нему постоянно крутили видеоролики про ЧВК «Вагнер», про «лето и арбалеты» и т.п. А на различных интернет-ресурсах изобиловали вот такие объявления:
«ЧВК Вагнер приглашает бывших сотрудников силовых ведомств, имеющих опыт в оперативной работе, задержаниях (тяжёлые, СОБР, ОМОН, ГРОМ и др.), а также способных выполнять комендантские функции, для выполнения задач по точно указанной тематике. Открыт широкий спектр вакансий, но данное объявление ориентировано именно на оперативные и комендантские функции, выявления и задержания. Работа будет интересной, в этом можете не сомневаться. Если Вы претендуете на другую должность (штурм, артиллерия, связь и т.д.), сообщите об этом сразу во избежание недопонимания, чтобы мы могли предметно обсудить Ваши дальнейшие действия».
Работая некоторое время в Москве, через знакомых, прошедших Донбасс и находившихся в курсе подноготной, получал много информации о «Вагнере». Этакое сарафанное радио! Отслеживая новости с фронта, понял, что в российской армии не всё так гладко. Тогда она сдавала позиции, оставляла населённые пункты, а последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала сдача Херсона (по иронии судьбы это как раз совпало с Днём милиции).
В общем, вдохновился этой романтикой (а патриотизма предостаточно!) и решил идти на СВО в составе ЧВК. Благо, к подобным авантюрам было не привыкать и опыт участия в боевых действиях уже имелся (в 2014 году полгода находился в служебной командировке в ЧР в период объявления там режима КТО).
Первым делом связался с компанией и выслал своё резюме. Спустя три недели мне перезвонили и попросили прибыть на их базу в Молькино (это в Краснодарском крае). Уже через неделю 12 декабря 2022 года был там, заполнил анкету, прошёл тестирование, медосмотр, полиграф...
Кандидатов было больше, чем на ОВВК при поступлении на службу в МВД. К обследованию состояния здоровья вагнеровские медики относились крайне серьёзно: у кого находились болезни, тех сразу отправляли домой. В ходе отбора предпочтение отдавали физически крепким, ценилось также умение быстро бегать и быстро ползать. Кстати, полиграф не каждому оказался «по зубам»: нередко отсеивали приезжающих из стран зарубежья и из самой Украины.
С учётом имеющегося опыта службы в МВД и участия в боевых действиях на собеседовании мне предложили сразу же отправиться на СВО без прохождения положенной двухнедельной подготовки. Единственное - отвели на полигон, экипировали, вручили автомат, гранатомёт, гранату (запал отдельно) и сказали: «Давай действуй!» Пришлось предъявить свои навыки снаряжения магазина, сбора гранаты и владения гранатомётом. Далее последовала команда «Иди стреляй!». Отстрелялся. Всё, годен! И уже через пару дней с другими бойцами на двух автобусах мы отправились в Луганск...
Поначалу в нашем подразделении из ментов я был один, потом стали подтягиваться другие бывшие сотрудники и военные. Но из около 500 человек основную массу составляли зэки, сидящие по серьёзным статьям с немалыми сроками - убийства, грабежи, разбои, сбыт наркотиков, вымогательства. Помимо славян, тут были буряты, татары, калмыки, якуты. Говоря словами поэта, «смешались в кучу кони, люди...».
Позднее мне не раз задавали напрашивавшийся вопрос: «Каково было находиться в таком окружении? Ведь сидельцы наверняка знали о твоем ментовском происхождении?».
Когда оказался в этой среде, естественно, определённый страх был: а не выстрелят ли мне в спину лишь за то, что я в той жизни находился по другую сторону баррикад? Опасения оказались напрасными: приняли нормально, да и мне с прошлым опытом службы было легко с ними общаться. Разумеется, те прознали сразу, что перед ними бывший опер. И нормальный человек! Тут главное было - правильно «зайти в хату» (шутка). Впоследствии меня так и звали: «майор». Подначивали иногда, но беззлобно и безобидно. Шутили, что как в кино получилось (речь о «Полицейском с Рублёвки»):
В общем, приходили ребята, общались со мной, рассказывали о делюгах своих, которые привели их в тюрьму, мечтали о том, как будут жить по возвращении домой. Вот только не всем было суждено вернуться... Заметил, что «за ленточкой» иногда крайне сложно угадать, кем был человек на гражданке, поскольку в зоне боевых действий эти различия стираются.
Дисциплина в «Вагнере» была на самом высоком уровне: приказы не обсуждались, существовал полный запрет на мат, алкоголь, наркотики, драки. Все находились в равном положении и уважали друг друга. И ценили жизнь.
На СВО все отобранные «музыканты» использовались по назначению - кто что умел: тыловые службы, снайпера, расчёты орудий и т.д. Вооружение, экипировка, продовольствие - мы ни в чём не нуждались, всё было на высшем уровне! Меня определили на командный пункт взвода связистом, так что постоянно был в курсе всех событий и новостей. Это нечто похожее на милицейско-полицейскую дежурную часть, куда приходит оперативная информация с боевых позиций. И тут крайне важно ориентироваться в текущей ситуации: кто где находится, кому необходимо организовать подвоз боекомплекта и провианта, куда направить группы эвакуации раненых и т.д. Кроме того, получая информацию о местоположении противника и о готовящихся авиа- или других ударах, требуется своевременно оценивать обстановку, докладывать командиру и по его приказу руководить расчётами в боевых действиях.
Поначалу наше подразделение базировалось в одной из деревень под Попасной. Здесь ваш покорный слуга прошёл уже основательную боевую подготовку на полигоне: из пулемётов-гранатомётов всяких настрелялся, вволю гранат набросался, освоил минно-взрывное дело и тактику ведения боя. Ну, и как связисту пришлось с большой рацией за спиной побегать, развёртывая и обеспечивая связь. Антенны, провода и маскировка - в общем, обеспечение связи взвода лежало на мне. Потом нас перебросили под Соледар (когда его взяли другие штурмовики) - и вот там уже начались ежедневные массированные прилёты.
В Бахмут передислоцировались, когда там началась активная фаза освобождения города. Вот там уже пошли большие потери. Позиции врага были совсем рядом, прилёты стали чаще и интенсивнее. Приходилось успокаивать и подбадривать новых сослуживцев: да у нас в Дубне на Новый год громче бабахает!
Было ли страшно? Конечно, страх был, и страх есть. Но когда идёт выполнение боевой задачи, ты действуешь на адреналине и про него просто забываешь на какой-то период. А вот когда этот адреналин заканчивается, страх накатывает. Вот это самое жёсткое…
«Музыканты» сражались яростно, себя не жалели и в плен не сдавались: про две гранаты (одну для врага, другую для себя) - это про них. Кстати, и в Соледаре, и в Бахмуте наши штурмовики использовали даже пулемёты «Максим», которые отыскали на вражеских складах и расконсервировали. Классная вещь! Советую посмотреть «Брат-2». У нас не было строгой уставной формы: разрешалось носить всё - лишь бы в бою было комфортно. А взятие Бахмута 20 мая 2023 года стало лучшим подарком к моему дню рождения!
Потом началась политика. Мы отдавали занимаемые позиции ВС РФ и другим новым ЧВК, в частности, газпромовскому «Потоку». И больно было видеть, как те при первых же боестолкновениях бросали позиции и бежали к нашим ребятам, стоявшим за ними. Потом нас перебросили в тыловые лагеря под Луганском, и мы неделю там жили почти в комфортных условиях, как на отдыхе. Лето, жара... Ходили на полигон, тренировались (с привлечением танков и БТР), повышали свою боевую подготовку - там я стал уже штурмовиком...
И немного о нашумевшем походе на Москву. К этому времени «музыканты» были уже отдохнувшими и подготовленными. Нам объясняли, что мы за Путина, но идём освобождать Россию от предателей и воров, с которыми войну не выиграть! В боестолкновения с армией и полицией вступать не собирались - это был Марш Справедливости. Тех, у кого оставались сомнения в правильности такого решения, в поход не брали - оставили в лагере. Остались, преимущественно, старослужащие (как я) и новобранцы, при этом зэков взяли малую часть, так как многие ушли домой, а кто-то уже «сидел на чемоданах».
Всем выдали новую форму (чтобы выглядеть единообразно), по 12 автоматных магазинов, по 10 гранат, да и прочего оружия были полные грузовики. Перед отправкой я единственный раз увидел Пригожина: он подъехал на джипе, окно открыто. Я с ним поздоровался, он тоже. Потом дал нам напутствие: «До встречи, парни!». Больше мы с ним так и не встретились.
По ходу движения колонна прирастала сторонниками, люди выходили на улицы и приветствовали нас. Полиция проезжала мимо и не вмешивалась. Мы не следили за новостями и не знали - что происходит в Москве, но поддержка многих людей придавала нам уверенность в правоте своих действий.
Добрались мы только до Воронежа. А там произошли всем известные события, и вагнеровцы вернулись обратно. После чего нам на выбор предложили всевозможные варианты: у кого заканчивался контракт - домой, остальным - в Африку или в Беларусь, а кто не хочет оставаться в «Вагнере» - те могут перейти в ВС РФ. После недельного отдыха в лесу нас отправили домой: сначала в Краснодар (там выдали заслуженные награды и оставшиеся деньги с премиальными) и - прощай, «оркестр»!
Мне дали 40 дней отпуска с возвратом в Африку (аккурат за это время загранпаспорт успел бы сделать), но после событий с самолётом Пригожина его детища уже не стало. На этом закончилась и моя эпопея...
Как бы ни было тяжело, вера в правое дело и поддержка товарищей и родных людей придавали нам сил двигаться вперёд. И сегодня, вспоминая всё, через что пришлось пройти, я ещё больше уважаю тех, кто прошагал от Москвы до Берлина...
А завтра (в очередную годовщину образования «Вагнера») добрым словом вспомню и помяну своих погибших товарищей...
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!