Поскольку формат публикации на канале не всегда позволяет максимально полно раскрыть заявленную тему, приходится к ней иногда возвращаться.
В продолжение предыдущей публикации «Хотели бы вы, чтобы ваши дети-внуки поступали в учебные заведения МВД?» предлагаю несколько ремарок-дополнений, которые будут разбавлены откровениями причастных к этой теме лиц.
В 1970-1980-ые годы география не являлась камнем преткновения для желающих получить хорошее (а оно по праву таковым считалось!) ведомственное милицейское образование. Так, например, кандидаты из моего подмосковного ОВД достаточно охотно поступали не только в Московскую Высшую школу МВД, но и ехали в Минск, Волгоград, Горький, Саратов - знали, что там готовят специалистов самого высокого пошиба. Такая же ситуация наблюдалась и с многочисленными ССШМ.
В бытность российской милиции специальные средние школы милиции были ликвидированы (ошибочно, на мой взгляд), а многие ведомственные ВУЗы «оптимизированы» (во многих регионах их вообще закрыли). Как результат, сегодня в другие города абитуриенты не горят желанием ехать.
Наблюдая обилие поступающих девчонок, понимаю, что существовавшие ранее ограничения для них (изначальные 10%, дошедшие позднее до 20%) в настоящее время полностью сняты. Замечу при этом, что девочек в коротеньких юбочках с накладными ногтями и накрашенными личиками в советских школах МВД не наблюдалось.
Из откровений:
Поступала в 2005 году в общем потоке и поступила без особых проблем, только благодаря своим знаниям. Хотя были и те, кто поступал «по блату» (их было примерно 30% и только среди девушек). Им нужно было сдать все экзамены не ниже «тройки». Когда курс был набран, мы в общем строю с удивлением увидели несколько человек, которые с нами вообще ничего не сдавали...
Хотя с набором заочников в ведомственные ВУЗы всегда была огромная проблема, но в бытность советской милиции большинство сотрудников (а это были уже состоявшиеся офицеры) всё же относились к поступлению с пониманием необходимости получения юридического образования.
Начиная же с 1990-ых, когда на службу в огромном количестве стали принимать выпускников гражданских юридических учебных заведений, стало преобладать давление начальства - ведь разнарядку надо было как-то выполнять! Доходило до комичных ситуаций, когда на экзамен некоторые прибывали, как говорится, «с корабля на бал»: едва сменившись с дежурства и чуть ли не с пистолетами! Результат был ожидаемым: такие сдавали пустые листы (чтобы получить свои заветные два балла) и отправлялись в обратный путь-дорогу!
Для согласившихся же обучаться приём вступительных и последующих экзаменов становился полнейшей профанацией: их уже после оформления документов можно было считать зачисленными (ради этого некоторых даже просили проваленное сочинение переписать!), а потом в буквальном смысле слова «тащили» от экзамена к экзамену, от курса к курсу...
Через меня, кадровика с 30-летним стажем, за три десятка лет прошла не одна сотня поступавших на «заочку», и могу смело заявить, что не поступали лишь полные «игноры», остальных же брали чуть ли не по факту прибытия на экзамены - за одно лишь пролетарское происхождение и работу «на земле».
Хотя в нулевые «вышки» выпускали немало специалистов для нужд ведомства (если судить по статистике), но вот беда - многие из них в течение 3-5 лет увольнялись, что отрицательно сказывалось как на результатах оперативно-служебной деятельности территориальных УМВД-ОМВД, так и на престиже профессии. Сегодня ситуация мало изменилась - их даже не смущает необходимость возмещения затрат (немалых, к слову) по учёбе.
Причины такого бегства общеизвестны, и вина здесь не только руководства МВД. Но вот что точно «на совести ведомства» - это назначение выпускников на любую вакантную должность (без учёта полученной специальности), когда потенциал знаний и умений остаётся невостребованным и сотрудник, по сути, нуждается в переподготовке. А это время и затраты!
Добавим сюда отсутствие налаженной системы наставничества. Которую крайне необходимо стимулировать материально, устанавливая наставникам (там, где таковые ещё сохранились) надбавки к должностным окладам за выполнение этих нелёгких дополнительных обязанностей. Сегодня мы видим, что выпускники зачастую остаются один на один со своими проблемами.
Из откровений:
В начале 2000-ых, когда я работал старшим участковым, пришёл молодой лейтенантик из ССШМ, и меня назначили его наставником. Сразу обнаружилось, что новоиспечённый юрист даже элементарных азов милицейской работы не понимает. На мой возмущённый вопрос, чему его учили два года, он напрямую ответил (привожу дословно): «Меня учили платить деньги преподавателям на экзаменах!». Вот и пришлось учить парня всему заново, благо желание у него ещё имелось. И выучили! Сейчас тот уже подполковник, толковый сотрудник и порядочный человек.
Из этого откровения вытекает третий минус нынешних выпускников ведомственных ВУЗов - неготовность выполнять практические задачи. Не секрет, что в учебном процессе давно настала пора правильно расставить приоритеты и поменять старые алгоритмы, в соответствии с которыми учебные заведения продолжают готовить массу юристов общего профиля, хотя надо ориентироваться на подготовку узких специалистов с востребованным в настоящее время образованием.
И о главной беде ведомственных ВУЗов. В российских реалиях чуть ли не обыденным явлением стали коррупционные скандалы, из года в год сотрясающие систему учебных заведений, из-за чего к ним приклеилось меткое название «деревообрабатывающие комбинаты». Вот всего лишь несколько примеров.
2011 год. Преподаватель заочного факультета Уфимского юридического института МВД РФ путём обмана регулярно получал от слушателей деньги за сдачу экзаменов и зачётов без фактического присутствия на них, а также за сдачу контрольных и курсовых работ, не требуя их выполнения.
В 2012 году выявлены факты получения взяток должностными лицами в Ростовском юридическом институте МВД РФ, вымогавшими деньги у курсантов, в частности, за успешную сдачу зачётов и экзаменов.
Дошло до того, что в 2016 году эта тема была озвучена в ходе ежегодного общения россиян с президентом. Тогда один из сотрудников Санкт-Петербургского университета МВД прямым текстом рассказал о масштабах коррупции в главном полицейском вузе северной столицы и о расправах руководства над своими сотрудниками, пытающимися бороться с этим явлением.
В 2022 году «отличился» Орловский юридический институт МВД, где была выявлена организованная группа, в которую входили начальник финансово-экономического отдела института и две уже бывшие сотрудницы полиции. По версии сотрудников Следственного комитета, они получили от одной из местных жительниц вознаграждение в 800 тыс. руб., чтобы «оказать помощь» при поступлении её сына в ВУЗ.
Из откровений:
Середина 1990-ых. Будучи пенсионером МВД, решил узнать: какова вероятность поступления ребёнка в ВУЗ МВД. Ходили слухи, что это стоит немалых денег. Зная лично замначальника ВУЗа, встретился с ним. Тому неудобно было озвучивать цену «поступления» и, как вариант, он предложил отремонтировать три аудитории. Привёз сметчика, тот всё подсчитал и вывел сумму стоимости автомобиля. На этом эпопея с поступлением и завершилась…
До чего только не додумываются отдельные должностные лица полицейских ВУЗов! В Белгородском юридическом институте МВД, например, в 2023 году начальник факультета правоохранительной деятельности вымогал деньги у подчиненных за… ошибки! Полковник стал всё чаще замечать орфографические ошибки в документах коллег и решил действовать радикально: либо неграмотные сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности, либо освобождаются от неё за деньги. Тех не устроили оба варианта…
А вот в Ингушетии бывший курсант местного университета МВД совершил настоящее «предательство», сдав всех преподавателей, у которых «покупал» экзамены на протяжении пяти лет учёбы. Такая практика здесь была обычным делом.
А вершиной этого «коррупционного айсберга» стал скандал двухгодичной давности в ставропольском филиале Краснодарского университета МВД, когда двое руководителей кафедр были уличены в участии в преступном сообществе и получении крупных взяток от слушателей филиала.
Незаконное вознаграждение предполагалось «за гарантированное прохождение текущего контроля, получение допуска к промежуточной, государственной итоговой аттестации и их успешную сдачу независимо от показанных слушателем знаний в период обучения». Допуск к сессии обходился курсантам ставропольского филиала от 9 до 13,5 тыс. руб., а один экзамен - от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб. Фигурантами уголовного дела тогда стали 13 человек из числа руководства кафедр, преподавателей и командиров учебных групп ВУЗа.
Из откровений.
Регулярно задаваемый вопрос на вступительных экзаменах: чем поступающий и его родители могут быть полезны учебному заведению? Так, например, курсантов с личным автотранспортом сразу же закрепляют за преподавателями в качестве разъездных водителей: после занятий через магазины - домой, а утром везёшь на работу. В конце 1 курса бросил учёбу, поступил через 3 года - и что? Преподы другие, а проблемы и запросы те же...
Кстати, кому интересно, - прокатитесь во время учебного процесса мимо стоянки перед зданием любого ВУЗа и посмотрите какие там паркуются иномарки! Только среднего и бизнес-класса, на которые простому труженику надо вкалывать солидарно всей семьёй лет этак пять-шесть! Замечу, что эти авто (судя по молодёжному тюнингу) - явно не единственные в семьях.
Вот и подумайте: кто там учится и какая мотивация у нынешних курсантов...
Недавние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!